«Набег-2024»: сберегая традиции
Фото ЩВ
Лето – время не только творческих выступлений под открытым небом, но и различных фестивалей исторических реконструкций. С каждым годом всё больше взрослых и детей в нашей стране становятся их участниками и зрителями. А это значит, что интерес к отечественной истории и славному военному прошлому России растёт.
Недавний фестиваль исторической реконструкции «Набег», который прошёл в городе Щёкино, тому подтверждение.
Пять лет назад руководитель военно-исторического клуба «Орден возрождения» Андрей Титов и его товарищи провели первый фестиваль. Тогда в город Щёкино приехали представители военно-исторических клубов из Тульской области.
В программу того, первого, «дружинного» сбора входили: бег в снаряжении средневекового воина, метание коротких копий, толкание телеги щитом, рубка бруса, метание топора. Большинство участников прошли дистанцию, и с тех пор каждый год в августе они приезжают состязаться на различных этапах щёкинского «Набега».
Фестиваль посвящён традициям средневекового воинства, его повседневной жизни и обычаям. Кстати, этот период истории нашего Отчества был особенно ярким: легендарное время подвигов, отваги и чести.
Среди них был и парень из Новомосковска Александр Фисенко - любитель исторической реконструкции и сабельных боев, весёлый и бесстрашный боец! Два года назад он, прикрывая своих товарищей, геройски погиб в зоне проведения специальной военной операции и посмертно был награждён орденом Мужества.
В этом году фестиваль «Набег» товарищи Александра проводят в его честь, в память о подвиге героя.
Заметно расширилась и география фестиваля исторической реконструкции. Кроме военно-исторических клубов из Тульской области в Щёкино приезжают их единомышленники из Московского региона и Санкт-Петербурга.
В этом году походный лагерь был разбит недалеко от места проведения «Набега», ночевали участники в шатрах на природе. А утром – в «бой»: метать в цель сулицы, рубить боевым топором, как героические предки несколько веков назад.
В лагере гостей царил средневековый быт: похлёбка готовилась в котелке на костре (разумеется, с соблюдением правил безопасности), дружинники, сняв доспехи, отдыхали в шатре. Всем желающим они подробно рассказывали о своих костюмах, оружии, «подвигах».
- Конечно, прежде всего, это удовольствие для нас - оказаться в любимой эпохе, - делятся своими мыслями участники «Набега». - В то же время хочется рассказать о средневековье другим.
…Неподалеку от тропы «Набега», которую преодолевали дружинники в кольчугах и воины в рыцарских латах, уютно расположились девушки в славянских нарядах. На их принадлежность к племени вятичей указывали височные кольца, которые тысячу лет назад украшали головы предков сегодняшних тулячек. Представительницы военно-исторического клуба «Эра» из Москвы просто и понятно объясняли всем желающим приёмы изготовления средневековых украшений из текстиля.
Племенной союз вятичей занимал огромную территорию нынешних Тульской, Калужской, Московской областей. В Тульском регионе известны поселения вятичей в современных Алексинском и Щёкинском районах. Височные кольца - одно из наиболее характерных славянских украшений. Женщины племён вятичей носили семилопастные височные кольца.
За несколько лет сценарий щёкинского «Набега» претерпел незначительные изменения: добавились новые этапы - метание копья на дальность, переноска «награбленного» груза и т.д.
Кстати, состязания воинов в средневековых доспехах теперь выделены в отдельную номинацию. Ведь бежать в кольчуге весом 8-9 килограммов и в шлеме, вес которого почти 2 килограмма, не каждому по силам.
Участники одного их этапов посчитали, сколько весит снаряжение средневекового русского воина, которое используют на «Набеге». Про кольчугу и шлем мы уже сказали, добавьте кольчужную сетку (бармицу), которая крепится на шлем, наручи и поножи (защитные щитки рук и ног), копьё, меч, деревянный щит, усиленный металлом. Полный вес такой экипировки достигал 22-25 килограммов.
Согласитесь, что пробежать даже 500 метров в таком снаряжении совсем непросто. Ещё сложнее метнуть копьё или рубить топором…
Кстати, символом воина и наиболее почитаемым оружием в средние века считался меч. Оружием дистанционного боя, кроме лука, были метательные копья — «сулицы». В средневековой Руси представители воинского сословия сами обеспечивали себя профессиональным снаряжением — доспехами и оружием.
Доспехи, сделанные русскими мастерами-оружейниками (в том числе и тульскими), имели широкое хождение от южно-русских степей до Кавказских гор, что подтверждается многочисленными археологическими находками.
Мечи, копья, боевые топоры, кольчуги, шлемы, доспехи, в которых выступают на «Набеге», также сделаны руками участников фестиваля. Современные кузнецы используют старинные технологии, часто местных, тульских, мастеров.
Разумеется, достичь исторического правдоподобия непросто. Реконструкторы тщательно изучают все имеющиеся сведения о событии или эпохе, которую собираются воссоздать. Учитывают всё, что можно подтвердить документально, в научных источниках, начиная от кроя одежды и состава тканей и заканчивая оригинальными приёмами ковки при изготовлении снаряжения.
Щёкинцы Андрей Титов и его товарищи достигли в этом большого мастерства. Они – признанные эксперты в сообществе реконструкторов, а клуб «Орден Возрождения» - постоянный участник многих исторических фестивалей в Центральной России.
…Очередной «Набег» завершён. Победителями в различных номинациях стали Александр Лаутен (Щёкино), Галина Бойченко (Богородицк), Марк Фролов (Щёкино), Роман Седов (Тула).
Легендарные дни средневековой Руси ушли далеко в прошлое, и многие наши современники мало что знают о них. Помнить о том, как жили наши героические предки, как сражались, добывая право жить на своей земле, помогают такие военно-исторические фестивали, как щёкинский «Набег».