Вахта памяти. На месте падения «Пе-2»

Фото ЩВ
Щёкинские поисковики из отряда «Наследие» ведут раскопки на месте падения советского бомбардировщика «Пе-2» в Орловской области. За несколько дней работы удалось достать из земли фрагменты вооружения, боеприпасов, двигателя, которые помогли уточнить время гибели самолёта и экипажа.
- Место падения фронтового бомбардировщика «Пе-2» в лесу показал житель Орла, побывавший здесь лет 15 тому назад, - рассказывает руководитель щёкинского отряда «Наследие» Андрей Марандыкин. - Причём, что удивительно, он вывел нашу группу точно на нужное место, несмотря на изменения в ландшафте, за что ему отдельное спасибо. Вместе с поисковиками из ПО «Наследие» (город Орёл) мы обнаружили след от падения самолёта на брюхо, мелкие фрагменты стали и алюминия, звенья лент пулемётов ШКАС и УБ. При проведении поисковых работ я убедился, что два отряда «Наследие» — это сила!
По местной легенде, два члена экипажа подбитого бомбардировщика выбросились с парашютами и попали в немецкий плен. Если так было на самом деле, то третий член экипажа (пилот) пытался посадить самолёт на тогдашний луг, но подбитая машина взорвалась.
Обнаруженные характерные заклёпки и клейма указывают на то, что этот «Пе-2» выпущен на заводе № 22 НКАП СССР. Тогда мы предполагали, что советский пикирующий бомбардировщик был сбит осенью 1941 года.
На следующий день большая команда поисковиков из Орловской и Тульской областей продолжала работать на месте падения крылатой машины.
- Ребят приехало много: копали, пилили и рубили небольшие деревья, выросшие здесь, исследовали место приборами, - продолжает свой рассказ Андрей Петрович. - Вскоре получили широкую, но не глубокую (по шею) яму. Находки, по мере увеличения глубины ямы, всё множились. Начали попадаться фрагменты человеческих костей, обрывки кожаных изделий, а в 15 метрах от раскопа найдены изуродованные часы-луковица (карманные часы, имеющие шарообразную форму, которые раскрываясь, становились похожи на разрезанную пополам луковицу). Самолёт был сбит в 1941 году. Мы нашли гильзы пулемёта УБ с датой выпуска 1942 года. УБ (сокр. универсальный Березина) - это 12,7-миллиметровый авиационный пулемёт, который изобрёл тульский оружейный инженер Михаил Березин. В годы войны выпускался на Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах.
Неожиданное подтверждение новой даты получили «со стороны врага»: в обломках бомбардировщика был обнаружен осколок взрывателя немецкого зенитного снаряда 20-миллиметров, с сохранившейся маркировкой 1942 года.
Постепенно раскоп расширялся. Глина сухая - она поддаётся очень тяжело, но со временем находок становится всё больше.
В один из дней они оказались очень «весомыми»: обломки радиостанции, детали приборов (тех, что в кабине пилотов), куски брони, на некоторых даже краска сохранилась!
Поисковики обнаружили бронезаголовник кресла пилота, мелкие детали бортовых пулемётов. (Бронезаголовник находился за головой пилота и защищал его от пуль и осколков).
Обгоревший и искорёженный боекомплект разбросан по всему раскопу, где работают поисковики. Там найдена головная часть одной из взорвавшихся авиабомб (предположительно ФАБ-250). От двигателей бомбардировщика остались кусочки обгорелого алюминия и клапан впуска.
Было обнаружено множество мелких фрагментов человеческих костей, элементы обуви, формы, лётных очков.
Экипаж «Пе-2» состоял из трёх человек — командира, штурмана и стрелка-радиста, которые размещались в двух негерметичных кабинах.
Так что поисковики, вероятно, при раскопках таких сбитых самолётов находят останки нескольких лётчиков.
В настоящее время поисковики продолжают работу в месте падения советского самолёта.

