Светлана Шуваева: Не скупитесь на внимание к ребёнку

Светлана Шуваева: Не скупитесь на внимание к ребёнку

Не скупитесь на внимание к ребёнку

«Повышение грамотности родителей в деле воспитания детей помогло бы избежать многих проблем в современных семьях», – уверена педагог-психолог Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних № 4 в городе Щёкино Светлана Шуваева.

 

Светлана Владимировна знает, о чём говорит. За более чем 20-летний период работы в Центре на её глазах разворачивалось множество как трагических, так и счастливых примеров детско-родительских отношений.

– Моя работа заключается в реабилитации и социализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Работаю с детьми 3-7 лет. Готовим их к школе, развиваем, ведь к нам попадают малыши с отставанием в развитии. Здесь и педагогическая запущенность, и задержка в развитии, и умственная отсталость. Нередко приходится развивать эмоциональную сферу, то есть учить малышей сочувствовать, радоваться, удивляться. Стараемся наполнить каждый их день радостью через игры, творчество, прогулки. Детей постарше готовим к школе.

 

– Светлана Владимировна. Из каких семей приходят дети в Социально-реабилитационный центр?

– Из неблагополучных семей, где родители злоупотребляют спиртным, бродяжничают, занимаются своей жизнью, не уделяя внимание детям. Бывает, что мать находится в ситуации развода и срывает на ребёнке злость на ушедшего мужа. Также попадают к нам дети, от которых родители отказались сразу после рождения, и воспитывались они в Доме малютки, а потом в Доме ребёнка. То есть изначально не знают, что такое семья. Все мы для них мамы или тёти, которых дети очень ждут и радуются вниманию.

 

– Как вы сказали, избежать проблем внутри семьи может повышение грамотности родителей. Кто и как должен этим заниматься?

– Родители должны понимать, что несут ответственность за жизнь, здоровье, развитие своих детей. Часто бывает, что ребёнок рождается в семье, где мама и папа не знают, что с ним делать. Они не были готовы к его появлению. Причём это касается не только случаев, когда рожают  подростки до 18 лет, но и вполне зрелых людей. Для таких в приоритете личная жизнь и интересы, а малыш растёт, как трава в поле.  Они считают, что детский сад, школа научат ребёнка, не понимая, что тот всему учится в семье, а значит, работать надо сообща. Поэтому прежде чем родить, надо хорошо подумать, что сможешь дать сыну или дочке, как будешь воспитывать. Готов ли к такой ответственности.

На мой взгляд, школьный психолог, социальный педагог должны проводить в старших классах подготовку к семейной жизни. Они хорошо знают каждого ученика, его семью, на что следует обратить особое внимание. Чтобы не было такого, что мы в СРЦН называем этапностью, когда каждое последующее поколение одной семьи становится воспитанником нашего Центра, не сумев наладить собственную семейную жизнь.

 

– Светлана Владимировна, когда есть шанс вернуть ребёнка в семью, вы проводите работу с родителями?

– Обязательно! Прежде мы проводим диагностику, с помощью которой узнаём родительскую компетентность, их отношение к детям. На её основе делаем выводы, как можно помочь установить здоровые детско-родительские отношения. Проводим занятия с ребёнком и родителями, учим взаимодействовать и контактировать. Много в моей практике примеров, когда всё получается. Бывает, что нужна помощь приёмным семьям в налаживании контакта с ребёнком. Порой надо только немного помочь, чтобы всё встало на свои места.

 

– Вы говорили о случаях, когда неумение воспитывать детей передаётся из поколения в поколение. Есть ли выход из замкнутого круга?

– Есть исключения. Всё зависит, как к ребёнку относятся в интернате, реабилитационном центре, приёмной семье. Знаю детей из детских домов, которые не хотят такой же судьбы, как у них, для своих детей. Тогда получается создавать благополучные семьи. Была у нас девочка, которая от родителей попала в интернат, потом в приёмную семью. Встретила её недавно – есть муж, ребёнок, в развитие которого она вкладывает очень много: водит на развивающие занятия, покупает книжки, игрушки, занимается с ним. Но, к сожалению, есть и такие молодые родители, которые живут по принципу: «Я так жил, и мои дети проживут так же». Ребята из таких семей попадают к нам.

 

– Светлана Владимировна, с трудностями в воспитании детей сталкивается большинство родителей. И не только в так называемых неблагополучных семьях.

– Нужно понимать, что эти трудности временные. Если чувствуете, что не справляетесь, обратитесь за советом к психологу.  Не стесняйтесь и не бойтесь проконсультироваться. Мы поможем разобрать проблемную ситуацию и вместе найдём выход.

 

– В каких случаях родителям стоит обратиться к психологу?

– Обычно трудности могут возникнуть при возрастных кризисах трёх-семи лет. Если не понимаете, почему ребёнок вдруг стал вести себя иначе, приходите к психологу. Далее – при подготовке к школе, в первый год учёбы. Затем в подростковом возрасте, который для одних начинается в 11-12 лет, а для других – в 14 лет. Если сын или дочь замыкается в себе, уходит из дома, значит, нарушены детско-родительские отношения. Бывает, что подросток столкнулся с проблемой, о которой стесняется рассказать. Иногда даже одной консультации достаточно, чтобы всё исправить.

Завершая беседу, Светлана Шуваева заметила, что современным родителям надо больше внимания уделять детям:

«Они и из дома бегут, чтобы получить внимание. Для ребёнка важны семейные традиции, чтобы вместе поехали в лес с ночёвкой, сходили на речку, в парк, просто все вместе посмотрели кинофильм дома. В последние годы проходит большое количество мероприятий для детей и родителей, есть развивающие студии, которые можно посетить всей семьёй. Такое времяпрепровождение показывает ребёнку, что он интересен маме и папе, интересна его жизнь. Значит, ему будет проще обратиться к ним с проблемами. Он будет знать, если его в какой-то момент отругали, то не потому что не любят, а потому что волнуются за него. Проявление внимания к собственному ребёнку дорогого стоит».