301248, Тульская область, г. Щекино,
ул. Новая, д. 15. 
+7 (48751) 5-22-638-953-973-34-81
  • vestnikschekino@tularegion.org
  • 301248, Тульская область, г. Щекино,
    ул. Новая, д. 15. 
  • +7 (48751) 5-22-638-953-973-34-81
17.04.2022 13:00:00

Все силы - на разгром врага! Часть 2

Газета «Щёкинский шахтёр» сообщала о том, что молодёжные бригады на шахтах перечисляли свои заработки на строительство эскадрильи боевых самолетов им. Саши Чекалина.

Окончание. Начало читайте 16 апреля 2022 года

Отличились в сборе средств молодые рабочие угольных шахт Огарёвки и Ломинцево.

Энтузиазм был всеобщий: молодёжь не жалела сил, работала сверхурочно и в результате к 1 января 1943 года – меньше чем за год! – на специальном счёте в Госбанке было собрано примерно 2,5 млн рублей. Сумма достаточная для приобретения 10 истребителей «Ла-5»»! Впервые они вступили в бой летом 1942 года и показали свои прекрасные боевые качества.

Кстати, основным материалом нового истребителя была сосна, обшитая фанерой.
В 1943 году на заводе в Горьком организовали их поточное производство и за сутки из сборочного цеха выкатывали до 16 боевых машин. Поточная линия позволила увеличить не только производительность труда, но и качество контроля сборки машин. Всего за три года войны было выпущено около 10 тыс истребителей «Ла-5»»!

Пусть запомнит враг!

Итак, собранные туляками 2,5 млн рублей были переведены Госбанком горьковскому заводу № 21 и уже в феврале 1943 года представители тульской молодёжи передали 10 самолётов «ЛА-5» лётчикам 960-го истребительного авиационного полка ПВО, охранявших небо Москвы, Подмосковья и Тулы.

Удивительный факт – самолёты приняли испанские лётчики. На фото у истребителя с надписью «Эскадрильи имени Героя Советского Союза Александра Чекалина» в окружении тульских комсомольцев стоит капитан Франсиско Мероньо. Свой боевой путь он начал в Испании, где вместе с советскими лётчиками воевал против фашистов генерала Франко. Затем вместе с товарищами он эмигрировал в Советский Союз, а когда началась Великая Отечественная война добровольцем ушел на фронт.

Вместе с ним в 960-м истребительном авиационном полку воевали еще восемь испанцев. Летом 1942 года они патрулировали небо над Тулой, а зимой перебросили под Мценск в Орловской области. Там и состоялось передача новых самолетов эскадрильи имени Героя Советского Союза Александра Чекалина. По решению командования они предназначались для испанских пилотов.

«23 февраля 1943 года – 25-я годовщина Красной Армии, – вспоминал Франсиско Мероньо – Наступает рассвет. Ясное, чистое небо. Двадцатиградусный мороз румянит щеки, но, несмотря на холодную погоду, встреча нашей части с населением проходит в сердечной, теплой обстановке.

Снег на взлетной полосе утрамбован катками. У штабной землянки развевается знамя. По заснеженному полю, по улицам деревни репродукторы разносят военные мелодии. После церемонии передачи самолетов должен выступить ансамбль Леонида Утесова. Самолет, предназначенный мне, стоит зачехленный рядом со штабной землянкой. Это новая машина конструктора Лавочкина – Ла-5…».

Тульский журналист Валерий Руденко так писал о передаче самолётов испанцам: «На митинге вслед за выступлением секретаря Тульского обкома комсомола Михаила Ларионова слово предоставили Франсиско…. Лётчик обещал до конца исполнить свой долг, сражаясь на фронтах Великой Отечественной войны, а если понадобится, то и жизнь отдать во имя победы над врагом.

«Фашизм будет разбит!» – заверил он. На ужин по приказу командира авиадивизии личный состав эскадрильи имени Александра Чекалина получил двойную норму водки, а Леонид Утесов со своим оркестром дал великолепный концерт. «Мы до упаду танцевали румбу, – признавался Мероньо. – Встреча, такая дружеская и теплая, закончилась поздно. И в этот вечер советские и испанские летчики сдружились еще больше».

Но пассаран!

В переводе с испанского эти слова означают «Они не пройдут!». Они стали лозунгом испанской республиканской армии в войне против фашистов в 1936-1937 году.
Испанские лётчики на советских самолётах героически сражались в небе с немецкими асами. Первый боевой вылет эскадрилья имени Александра Чекалина сделала 27 февраля 1942 года. В одном из февральских боёв испанцы открыли счёт - сбили немецкий бомбардировщик. Вскоре фашистский самолёт сбил и Франсиско Мероньо.

Уже после войны, в ходе которой он сбил около двух десятков немцев, испанский лётчик написал интересные воспоминания «И снова в бой».

Одна из глав мемуаров посвящена воздушным боям на Курской дуге. «Ранним утром, когда мы только заняли места в кабинах самолетов, над высокими соснами, растущими на западном берегу Сейма, появляются четыре "мессершмитта". Утреннее солнце играет лучами на их белых алюминиевых боках.

- Дежурной паре на взлет, - передают по телефону из штаба полка. Тотчас же загудели запущенные моторы двух Ла-5. В их кабинах - лейтенант Висенте Бельтран и сержант Михаил Михайлов. Самолеты взмывают вверх и быстро набирают высоту… При встрече с парой наших истребителей «мессеры» не принимают бой и уходят на Орел.

- Вот как! - говорю капитану Белову. Его машина находится рядом с моей. На фюзеляжах наших машин красными буквами написано: «Эскадрильи имени Героя Советского Союза Александра Чекалина». - Смотри, какими осторожными стали фашисты!

….Рассчитываю дистанцию. Скорость «Ла-5» достигает более шестисот километров в час. Уже видна фашистская свастика на самолетах. Идут группами по три… Беру на прицел «юнкерс» и нажимаю на гашетки:

- Вот тебе, гад! За Катю, за Москву, за Испанию, за Чекалина!
Попадание точное. Самолет загорается, оставляя за собой шлейф черного дыма…»
В одном из боёв Франсиско Мероньо был сбит, выпрыгнул с парашютом и после четырех месяцев лечения в госпитале был списан с летной работы. Окончание войны он встретил инструктором в летном училище на Северном Кавказе. Затем служил в Советской армии.

Несколько пилотов эскадрильи имени Александра Чекалина погибли в боях, а двое сражались до победного конца войны в Братиславе. Боевой счет побед Висенте Бельтрана к этому времени достиг 20 сбитых самолётов.

На снимке — Франсиско Мероньо (фото coollib.net)
Все силы -  на разгром врага! Часть 2

Возврат к списку

Написать в редакцию