301248, Тульская область, г. Щекино,
ул. Новая, д. 15. 
+7 (48751) 5-22-638-953-973-34-81
  • vestnikschekino@tularegion.org
  • 301248, Тульская область, г. Щекино,
    ул. Новая, д. 15. 
  • +7 (48751) 5-22-638-953-973-34-81
27.08.2022 14:00:00

Из истории района. В небе Балтики. Часть 1

На земле сегодняшнего Щёкинского района родились сотни замечательных людей, прославивших его своими воинскими подвигами и достижениями в области науки, культуры и спорта. О некоторых из них рассказывает наша газета, что вызывает неизменный интерес у читателей. По их просьбе мы продолжаем цикл публикаций об известных земляках.

Сегодня наш рассказ о лётчике-истребителе, кавалере многих боевых орденов Иване Петровиче Лукьянове. Участник советско-финской и Великой Отечественной войн, он защищал блокадный Ленинград и освобождал Прибалтику от фашистов, а после победы осваивал первые отечественные реактивные истребители… Он прожил яркую и интересную жизнь и в Севастополе приветствовал возвращение Крыма в родную гавань в 2014 году.

Путь к мечте

А начинался его путь в небо в деревне Новая Колпна Ясенковской волости Крапивненского уезда Тульской губернии.

12 сентября 1912 года в крестьянской семье родился будущий лётчик-балтиец.

В своих воспоминаниях, опубликованных в 2008 году, он пишет: «У меня хорошо осталось в памяти, как я смотрел в окно, несмотря на строгий запрет матушки, на огромный людской митинг в деревне, посвящённый революционным событиям 1917 года».

Азы грамоты восьмилетний крестьянский сын постигал в местной начальной школе. Повзрослев, продолжил учёбу в Щёкинской школе-семилетке.

Отец – в прошлом матрос Балтийского флота – говорил сыну, что советская власть дала крестьянам не только землю, но и возможность получать образование. Иван, окончив школу в 1930 году, решил учиться на инженера.

Но прежде его как комсомольца направили работать с молодёжью. Вместе с товарищами он создавал пионерские отряды, организовывал комсомольские ячейки в самых отдалённых уголках Щёкинского района.

В то время молодёжь активно помогала старшему поколению в решении многих проблем советской власти. Комсомольцы ликвидировали неграмотность на селе, занимались культурным просвещением жителей деревень и сёл.

В те годы Иван проявил хорошие организаторские способности, завоевал авторитет у товарищей. Но общественной работой, как говорится, сыт не будешь, и девятнадцатилетний комсомолец пошёл работать на шахту. Учился новому делу Иван охотно, обратил на себя внимание опытных шахтёров и за короткое время освоил первую рабочую профессию – электрика. Первым рабочим коллективом стали горняки щёкинской шахты № 8. Спустя год Иван поступил на вечерний горно-инженерный рабфак.

В мае 1932 года его приняли в ряды Всесоюзной коммунистической партии большевиков. А через год избрали секретарём комитета комсомола шахты № 8 Подмосковного угольного бассейна.

«Комсомолец, на самолёт!»

Именно в это время в Советском Союзе прозвучал призыв «Комсомолец, на самолёт!». В стране тогда началось строительство аэродромов, стали создаваться лётные школы и аэроклубы.
В числе тех, кто начал создавать аэроклуб в посёлке Щёкино, был Иван Лукьянов.

Спустя 80 лет он вспоминал, как «в 1933 году на поле близ нашей шахты был создан кружок любителей планеризма. Более двух десятков ребят и девчат пожелали заниматься этим видом спорта, в том числе и я. Занятия в планерном кружке проводил бывший инструктор Тульского аэроклуба Иван Погребняк. В красном уголке шахты проводились теоретические занятия по аэродинамике, а практические полёты на одноместном планере (взлёт, посадка) с помощью мощных амортизаторов совершались самими слушателями кружка.

В то время все молодые ребята мечтали стать профессиональными лётчиками. На многих шахтах «Щёкинуголя» шахтёры подарили свой однодневный заработок в фонд строительства новых самолётов. Горьковский авиастроительный завод № 21 построил для нашего аэроклуба два учебных самолёта У-2 с наименованием «Щёкинский шахтёр» и «Щёкинский комсомолец».
1934-й стал годом моего призыва на военную службу. Сначала состоялись первые беседы и консультации с военкомом Щёкинского района Емельяновым. Он рекомендует меня на службу в авиационных частях».

Из Ейска – в морскую авиацию

После призыва в Красную Армию Иван Лукьянов был направлен в Высшую школу морских лётчиков и летнабов им. И. В. Сталина, которая базировалась в Ейске. Курсантская жизнь захватила его: учиться у опытных лётчиков азам полётов было очень интересно. В свободное от учёбы время комсомольцы участвовали в спортивных соревнованиях, художественной самодеятельности. В тут и пригодились навыки, приобретённые Иваном во время работы в щёкинской комсомольской организации.

За короткое время он стал лидером среди курсантов – первый в спорте, первый в полётах. Первым самолетом будущего истребителя был У-2. Его тогда называли «летающей партой сталинских соколов».

Тогда было разработано несколько модификаций этого самолёта. Курсанты в Ейске осваивали модификация морского учебного самолета, учились бомбометанию и стрельбе в полёте.
Его наставники после первого года обучения отмечали его хорошую физическую подготовку, быстрое освоение навыков пилотирования на учебных самолётах.

Кумиром советских людей в те годы был героический лётчик Валерий Чкалов. О нём писали все газеты – он был один из тех, кто дал путёвку в небо лучшему советскому истребителю «И-16». А в 1936 году экипаж под его командованием совершил перелет из Москвы на Дальний Восток и за 56 часов преодолел 9375 километров, совершив посадку на острова в Охотском море.
Представляете, что творилось в Ейской авиашколе, когда в 1936 году туда с инспекцией прилетел сам Чкалов.

Спустя 80 лет Иван Лукьянов напишет об этом в своих воспоминаниях. Валерий Чкалов помогал курсантам осваивать новый истребитель, охотно делился с будущими лётчиками секретами его пилотирования. Короткий с живой легендой советской авиации Иван запомнил на всю оставшуюся жизнь.

В конце 1936 года, успешно сдав выпускные экзамены, лейтенант Лукьянов был направлен на Балтийский флот. Здесь, на аэродроме под Ленинградом, молодой лётчик осваивал кроме «И-16» и другие типы истребителей.

Окончание читайте завтра, 28 августа 2022 года

Из истории района. В небе Балтики. Часть 1

Возврат к списку

Написать в редакцию