Что такое чарджбэк по банковской карте и как им воспользоваться

Фото: ИА "Регион 71"
Онлайн-покупки и электронные платежи упрощают жизнь, но одновременно увеличивают риски. Что делать, если вы оплатили товар или услугу, а получили не то, что ожидали, или вообще ничего не получили? В этом случае предусмотрен чарджбэк — процедура возврата средств. Вы можете заказать дебетовую карту онлайн не выходя из дома.
Что такое чарджбэк
Чарджбэк — оспаривание транзакции по инициативе держателя карты банка в случае возникновения спорной ситуации. По сути, это обращение в банк с просьбой вернуть деньги за операцию, которую вы считаете неправомерной.
Но это не просто отмена платежа, а целая процедура, требующая сбора доказательств.
Вы можете инициировать чарджбэк в следующих случаях:
1. Товар не был доставлен. Вы оплатили покупку, но она так и не прибыла к вам.
2. Товар или услуга не соответствуют описанию. Полученное значительно отличается от того, что было указано на сайте или в договоре.
3. Несанкционированная транзакция. Вы не совершали покупку, а деньги с карты списали.
4. Двойное списание за одну и ту же операцию.
5. Отказ в возврате средств продавцом. Вы пытались вернуть товар, но он отказал вам.
Это не полный перечень, ситуации в сфере онлайн-платежей могут возникнуть самые разные. Это может быть спор с сервисом аренды машин, отелем или с онлайн-кинотеатром из-за продления подписки. Суть одна: чарджбэк работает, когда у клиента банка неправомерно списали деньги, в случаях спора с продавцом.
Как воспользоваться
В первую очередь обратитесь к продавцу. Сохраните всю переписку и документы, которые подтверждают договорные отношения и суть спора. Если не удалось вернуть деньги, запустите процедуру чарджбэка.
1. Обращение в банк. Вам необходимо обратиться в финансовую организацию, откуда вы сделали платеж, с заявлением о чарджбэке. Обычно это можно сделать через личный кабинет, колл-центр или отделение банка. В заявлении необходимо подробно описать ситуацию, указать дату и сумму транзакции, а также приложить все имеющиеся доказательства (чеки, скриншоты переписки с продавцом, фотографии товара и другие). Если какой-то информации не хватит, менеджер об этом напишет.
2. Рассмотрение заявления. Банк изучает спор и прилагаемые документы. Этот этап может занять от нескольких часов до нескольких недель.
3. Решение. После получения информации от продавца, банк удовлетворит или отклонит заявку на чарджбэк.
4. Возврат средств. В случае положительного решения деньги будут возвращены на карту.
Сроки рассмотрения заявления на чарджбэк зависят от банка и сложности спора. При международных платежах процедура всегда дольше.
Что нужно для успешного разрешения ситуации:
· четко и ясно изложите все обстоятельства спора;
· соберите все возможные доказательства — чеки, скриншоты переписки, фотографии, видеозаписи, подтверждение доставки (или ее отсутствия);
· обратитесь в банк как можно скорее после возникновения спорной ситуации.
Чарджбэк — важный инструмент защиты прав потребителей при оплате товаров и услуг банковскими картами. Однако помните, что это работает не во всех случаях. Проявляйте разумную осторожность. Перед совершением покупок проверяйте надежность продавца и сохраняйте все подтверждающие документы.
Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 963 от 05.12.2014 г.
Реклама. ПАО “Совкомбанк”, ИНН 4401116480
Реклама
erid: F7NfYUJCUneRHUkGKVDi