Главное
В храмах Тульской области прошли праздничные богослужения
Из истории музея писателя
В Первомайской школе искусств прошёл мастер-класс «Акварельный скетчинг: цветочная симфония»
Мы в соцсетях:
  • Новости
  • Статьи
  • Фоторепортажи
  • Победа-80
  • Рубрики
    • Общество
    • Культура
    • Спорт
    • Здоровье
    • Происшествия
    • События
    • Новости компаний
    • СвоихНеБросаем
  • Контакты
Logo
Logo
  1. Главная
  2. Общество
  3. Из истории России: 29 лет назад установили день инженера-механика ВМФ России

Из истории России: 29 лет назад установили день инженера-механика ВМФ России

  • 10.01.2025 16:00
Из истории России: 29 лет назад установили день инженера-механика ВМФ России
Фото: ЩВ

В 1996 году Главнокомандующим ВМФ России была установлена праздничная дата чествования инженеров-механиков военно-морского флота РФ. Свой профессиональный праздник они отмечают 10 января.

История военно-морской инженерно-механической службы ведёт своё начало с середины 19 века, когда подходила к концу эпоха парусного флота, и начался переход к флоту паровому. На парусных кораблях начали устанавливать паровые машины, требовавшие грамотного технического обслуживания. Машинное отделение превратилось в сердце корабля, и от его работоспособности зависела жизнь судна и экипажа, а также успешное выполнение боевых и повседневных задач.

В 1854 году, благодаря инициативе Начальника Главного Морского Штаба А.С. Меншикова, в Российском императорском флоте Указом императора Николая I от (29 декабря 1854) 10 января 1855 года был образован Корпус инженеров-механиков морского ведомства. С тех пор эта дата считается Днём флотского инженера-механика.

К этому моменту на флоте уже имелись корабли с паровыми машинами. Первым таким военным кораблём стал «Метеор», заложенный ещё в 1823 году. До образования специального учебного заведения механики проходили обучение в кондукторских ротах Учебного рабочего морского экипажа. Учреждалось и должностное звание: инженер-механик морского ведомства.

С 1872 года Корпус начали комплектовать выпускниками механического отделения Кронштадтского Технического училища Морского ведомства. До того момента оно именовалось Инженерным училищем Морского ведомства.

В дальнейшем судовые машины и механизмы совершенствовались и усложнялись, требуя соответствующего уровня знаний и навыков у обслуживающих их специалистов. В 1905 году в ходе морских реформ для инженер-механиков флота были введены общевойсковые звания, а в 1913 году – флотские чины с добавлением приставки «инженер-механик».

Подготовкой инженер-механиков для военно-морского флота в советский период занималось Морское инженерное училище. Это было всё то же учебное заведение, которое в сентябре 1917 года переехало из Кронштадта в Петроград. В 1927 году оно было переименовано в Военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского, спустя 3 года причислено к высшим учебным заведениям, а в 1939 году приставка Высшее стала официальной в наименовании. Фактически, до начала Великой Отечественной войны это училище оставалось единственной кузницей инженерных кадров для военно-морского флота в Советском Союзе. В послевоенные годы это училище приняло участие в формировании новых военно-морских инженерных учебных заведений в Пушкине и Севастополе.

В 1998 году на базе ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского и ЛВВМИУ им. В.И. Ленина (г. Пушкин) был образован Военно-Морской Инженерный институт. В 2012 году произошло его объединение с Военно-Морским институтом радиоэлектроники им. А.С. Попова, после чего наименование его стало: Федеральное государственное образовательное учреждение Военный институт (Военно-морской политехнический) филиал ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».

Несмотря на то, что первое время инженеры-механики воспринимались на флоте остальным офицерским составом как равные, очень скоро ко всем пришло осознание того, какую роль играют эти люди в жизни и судьбе корабля, а значит и всего экипажа. Наиболее ярко и очевидно это проявилось во время русско-японской войны, когда от работы машинной команды и исправности машин зависело очень много. Эта же война показала, что механики подвергаются не меньшему риску, чем все остальные.

Гибель кораблей унесла жизни тысяч моряков, в том числе инженеров-механиков и членов машинных команд, которые порой просто не успевали выбраться из своих отделений при гибели корабля, которая могла быть очень стремительной. Трюмные команды, возглавляемые инженерами-механиками, до конца боролись за живучесть кораблей. В конце концов, к 1913 году были упразднены неравенства в правах между инженерами-механиками и остальными офицерами на флоте.

Задачи БЧ-5 (электромеханическая боевая часть корабля), к которой и относится служба инженеров-механиков, обширны и важны: организация правильной технической эксплуатации судовых механизмов, осуществление ремонтных работ и профилактических работ по обслуживанию, отработка навыков действия при аварийных ситуациях, борьба за живучесть и т.д.

Во многом от грамотных действий инженеров-механиков и вверенных им подчинённых зависит жизнедеятельность многих корабельных систем. Это кропотливая и рутинная работа, требующая не только знаний и опыта, но и определённых личностных и индивидуальных качеств, таких, как упорство, целеустремлённость, терпение, выдержка, находчивость, решительность, физическая и психологическая выносливость и др. Условия службы инженеров-механиков всегда отличались от службы других офицеров флота своей спецификой, связанной с нахождением в замкнутом пространстве, в душных помещениях с высокой температурой, повышенной шумностью, в контакте с маслами и техническими жидкостями.

Система подготовки инженеров-механиков для российского военно-морского флота сильна своими традициями. Она продолжает развиваться далее с учётом новейших разработок в области энергетики и судовых энергетических установок. Подвиги многих инженеров-механиков бережно хранятся на флоте, а их имена гордо красуются на бортах боевых кораблей.

Читайте также

В храмах Тульской области прошли праздничные богослужения

  • 08 июня 2025 19:00

Этот праздник наполнен особым смыслом, помогает задуматься о добрых поступках и очистить сердце от обид.

Читать далее

Из истории музея писателя

  • 08 июня 2025 18:00

10 июня 1921 года в Тульской области основан Государственный музей-усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна».

Читать далее

В Первомайской школе искусств прошёл мастер-класс «Акварельный скетчинг: цветочная симфония»

  • 08 июня 2025 17:30

Юные участники осваивали акварельную живопись, вдохновляясь натюрмортом из полевых цветов, создав выразительные акварельные зарисовки разнообразных растений.

Читать далее

Лента новостей

В храмах Тульской области прошли праздничные богослужения
  • 19:00
Из истории музея писателя
  • 18:00
В Первомайской школе искусств прошёл мастер-класс «Акварельный скетчинг: цветочная симфония»
  • 17:30
ОРВИ в теплое время года
  • 17:00
Вячеслав Коротков: «Нашей стране нужны смелые, ответственные, профессиональные воины»
  • 16:30
Юнармейцы встретились с ветеранами СВО
  • 16:00
Ольга Райникова: «Подписание контракта – это как аттестат мужества»
  • 15:30
Все новости

Мы в соцсетях

  • Телеграм
  • Одноклассники
  • Вконтакте

Самое читаемое

1.

Свобориное дерево. Народные приметы
  • 09:00 06 июня 2025

2.

Летом 2025 года в Щекинском районе планируется открыть на один пляж больше
  • 14:30 21 мая 2025

3.

В ДЮСШ №1 прошел выпускной вечер
  • 17:30 17 мая 2025

4.

В Пришненской школе открыли мемориальную доску  героически  погибшему участнику СВО
  • 14:50 20 мая 2025

5.

В большинстве школ последние звонки пройдут 24 мая
  • 15:15 19 мая 2025

© 2024, Сетевое издание «Щёкинский вестник» (gazeta-schekino.ru).
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационный номер Эл № ФС77-80780 от 07 апреля 2021 г.

Учредитель: государственное учреждение Тульской области «Информационное агентство «Регион 71».

Главный редактор: Пидопригора Виктор Владимирович.

Адрес редакции: 301248, Тульская область, Щёкинский р-н,
г. Щёкино, ул. Новая, д. 15.

Знак информационной продукции 12+

Все права на материалы, опубликованные на сайте «Щёкинский вестник» (gazeta-schekino.ru), принадлежат ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.

яндекс.ћетрика

Страницы

    • О редакции
    • Реклама
    • Контакты

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов,
Политикой обработки персональных данных пользователей сетевых изданий, входящих в состав ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и обработкой персональных данных Яндекс.Метрикой нажмите здесь.