Русские народные традиции. Хорошую свадьбу три дня хвалят

Русские народные традиции. Хорошую свадьбу три дня хвалят

 

 

Свадебный обряд - важнейшая часть культуры русского народа. В этой национальной традиции, которая вызывает постоянный интерес, отражены многовековые верования и обычаи. Некоторые из них, правда, с небольшими изменениями, дошли до наших дней.

Недавно в Щёкинском досуговом комплексе прошла интерактивно-обрядовая программа «Тульская свадьба». Зрительный зал с трудом вместил всех желающих, что в прочем неудивительно: свадебные традиции интересны своей красочностью и весельем.

Тем более, когда на сцене фольклорный ансамбль «Услада», артисты которого одновременно являются и певцами, и драматическими актёрами, и исполнителями хореографических композиций.

Их программа «Тульская свадьба» - это увлекательный рассказ о старинных  свадебных традициях, известных в Тульской губернии. Красочное представление сопровождалось  русскими народными песнями и танцами. Но самое главное то, что зрители смогли принять  участие в различных этапах русской свадьбы - выкупе невесты, облачении в свадебные костюмы и т.д.

 

Известно, что народный свадебный обряд сформировался у жителей  Тульской губернии  примерно к  XVII веку.   На  Руси обрядам и их соблюдению придавалось большое значение, поэтому основные свадебные действия сохранялись в крестьянской культуре примерно до 1930-х годов.

Каждый из сидящих в зале Щёкинского досугового комплекса хоть один раз да был на настоящей свадьбе, видел праздничное застолье, слышал весёлые песни и заздравные тосты. Но артисты «Услады» перенесли зрителей в загадочный мир ярких нарядов, песен и танцев, которыми отличались наши предки 100 или 150 лет тому назад. А потому зрители заворожённо смотрели на представление, которое разворачивалось на сцене.

Тем более, что его участниками стали молодые щёкинцы – «жених и невеста», Иван да Марья.

Итак, первыми на сцену вышли весёлые сваты. Всякая подготовка к свадьбе начиналась со сватовства или, если по-современному - знакомства родственников будущего жениха и невесты.

Правда, накануне родители жениха уже «проводили разведку»,узнавали о здоровье и характере невесты, финансовом состоянии семьи возможных родственников.

В назначенный день родители  в сопровождении сватов приходили с женихом в дом невесты. Отец и мать невесты одевались нарочно просто, будто не ждали таких гостей, но невесту облачали в полный наряд и прятали в другую комнату.

Звонко поют свахи: «Сватали за красную девушку, спрашивали у ближних соседушек: «Какова, какова красна девушка?». Ростом она, ростом ни малая, ни великая, личиком, личиком бело-круглоликая…»

Неторопливый разговор отцов приходил к тому, что невеста ещё молода, но мать невесты наконец-то выводила наряженную дочку к гостям.

Затем сваты начинали расхваливать достоинства жениха и невесты, а отцы говорили о выкупе и приданном. Итогом сговора было обоюдное согласие на свадьбу.

Происходившее на сцене действо сопровождалось песнями, записанными  в деревнях и сёлах Тульского региона. «Услада» использует их в программе «Тульская свадьба»: песни из исторических районов -  Чернского, Одоевского, Белёвского…

Артисты «Услады» плавно подвели зрителей к следующему предсвадебному этапу – девичнику.  В тульской традиции он  проводился за два дня  до  свадебного торжества.

Под особые девичьи  песни подружки помогают невесте готовить  подарки. Как правило, это рубашки жениху, его отцу, братьям и другим родственникам.  Рукоделие было показателем готовности девицы к семейной жизни.

Рассказывают, что на девичнике невеста обязательно должна плакать или, говоря языком прошлого, «выть».   В Тульской губернии считалось, чем больше девица  поплачет перед замужеством, тем меньше придётся ей плакать в семейной жизни.

«Расплетите, подруженьки, вы мою девью красоту, вы мою красовитую в достальные, последнюю», - пела на девичнике невеста.

 До настоящего времени дошли две свадебные традиции, характерные именно для Тульской губернии.  Первая - выкуп косы невесты.

 В день свадьбы жених вместе с дружками выкупили невесту, одарили её близких подарками. Пришёл черед забирать невесту, но тут раздавался клич: «Мы невестину косу не отдадим!», и требовали ещё дополнительный выкуп. При описании этого обряда приводились «угрозы» подруг уже наряженной под венец  невесты: «девка ваша – коса наша», «дайте полтину – косу покину».

Естественно, жених платил дополнительный выкуп, чтобы получить невесту с косой.

Артистам «Услады» и  их художественному руководителю известен и   ещё один тульский свадебный обряд.  Если «сговор» был удачным, а свадьба уже намечена, сваты жениху мазали волосы репейным маслом. Подоплёка такого действия ясна  – «примаслить» жениха к невесте, чтобы у них семейная жизнь «катилась, как по маслу».

Кстати, с косой невесты была связана ещё одна свадебная традиция. Накануне праздничного застолья невеста купалась с подружками в реке, а в день перед свадьбой – в бане. Вода давала невесте здоровье и красоту и «смывала волюшку». Перед походом в баню подружки расплетали невесте косу – и это тоже сопровождалось обрядовыми песнями.

После купания невеста оставалась с распущенными волосами. Затем она просила благословения у отца, одаривала родственников и подружек. После этого подруги заплетали невесте косу, при этом вплетали в неё ленты, продолжая «голосить» и «обливаться» слезами.

 

Кстати, в Тульской области невесты кидали не привычный букет, а банный веник или даже кусок мыла, которым она перед этим мылась.

 Ну вот сватовство и девичник остались позади, щёкинцы Иван да Марья наряжены в праздничную одежду. Впереди – венчание в православном храме. Но перед этим жених едет за невестой, подружки его встречают пением, угрожая не отдать будущую жену. В «шутейном бою» они  за небольшой выкуп уступают невесту,  и жених поднимает покрывало на её лице, чтобы убедиться в том, что это его суженая.

После венчания наступает черёд свадебного застолья, во время которого поют уже другие песни. В них радостно величают всех участников пира и главных персонажей - жениха и невесту. Например, «прилетел к ней сокол  через тёмненький лесок…»

Гостями на свадьбе были жители всей деревни, а само торжество продолжалось несколько дней. Она напоминала театральное зрелище, каждое действие которого было наполнено определённым смыслом.

Щёкинцам понравилась программа «Услады»: они встречали бурными аплодисментами каждую музыкальную композицию и активно отвечали на вопросы артистов.

 «Проект «Тульская свадьба» близок и дорог нам, ведь весь материал был собран нашим коллективом в экспедициях по Тульской области», - поделилась участница коллектива.

Так, возрождая интерес к традициям наших предков, мы не только совершаем увлекательное путешествие, но и сохраняем культурные ценности нашей страны, её замечательную историю.