• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-03-31 16:00:00 · Культура

Виталий Прилепский: «Смех – это лучшая эмоция!»

Виталий Прилепский: «Смех – это лучшая эмоция!»
Фото ЩВ

 

 

Коллеги называют его творческим, активным человеком, который «может буквально всё: пишет сценарии и сам участвует в их воплощении, снимает и монтирует видео, поёт, танцует, читает стихи. Готов на любые поступки, но исключительно во имя искусства». Зрители видят его редко. Когда идёт спектакль, он чаще всего остаётся за кулисами, лишь иногда выходит на сцену  в той или иной роли...

Предлагаем нашим читателям познакомиться с режиссёром-постановщиком  Щёкинского досугового комплекса  Виталием Прилепским.

 

– Виталий, расскажите, как вы начали работать в Щёкинском ДК?

– Это произошло около трёх лет назад. Мой однокурсник по Московскому институту культуры Павел Гулимов, работавший заместителем директора ДК, пригласил в коллектив режиссёром-постановщиком.

 

– С какими идеями вы пришли к щёкинскому зрителю, удалось ли их воплотить?

– С самого начала мы обговаривали, что будут мероприятия обязательные, которые есть в рабочем плане, а также на свободные темы.  Свои фантазии мне удалось воплотить в постановках, посвящённых творчеству Николая  Носкова, Игоря Талькова. Но и плановые мероприятия дают большой простор для реализации самых смелых идей.

В чём преимущество работы в ДК? В том, что нет однообразия. В декабре мы ставим шуточную новогоднюю сказку для детей, а в январе уже серьёзную постановку о блокаде Ленинграда. Сегодня играем  для малышей, а завтра – для взрослой аудитории. То плачем, то смеёмся. Материал не успевает приедаться. Всегда что-то новое, всё интересно и классно.

 

– Виталий, есть ли среди известных режиссёров те, кому вы бы хотели подражать?

– Нет, конкретных мастеров не назову. Каждый по-своему хорош. Мне интереснее следить за их новыми идеями и приёмами, которые они используют в своих постановках.  Например, посмотрев «Анну Каренину» в театре оперетты, я  использовал несколько режиссерских идеей  в нашем спектакле по творчеству Николая Носкова.

 

– Нередко вы выходите на сцену как актёр. Есть ли разница для вас: быть только режиссёром или одновременно с режиссурой играть роль?

– Когда приходится быть одновременно режиссёром и актёром, конечно, сложнее.  Удобнее заниматься одним делом. Порой, когда работаю над спектаклем, в котором тоже задействован, забываю, что играю в нём. Все артисты уже подготовлены, а мне надо начинать сначала. Тем не менее, отказать себе  выходить на сцену не могу. Иногда самому интересно исполнить роль, в другой раз это вызвано необходимостью – не нашлось артиста.

Больше удовольствия я получаю от придумки и её воплощения. Художественная часть представления, музыка... Ощущения от процесса больше запоминаются. Стоишь на пустой сцене, думаешь – и вот оно, сценическое решение!

– В большинстве случаев вы не только режиссёр, но и автор сценария?

– Не вижу смысла брать готовое. Во-первых, актёрской труппы нет. В постановках задействованы сотрудники Щёкинского досугового комплекса. Во-вторых, мы не делаем чего-то большого по времени – обычно я рассчитываю уложиться в стандартные 45 минут школьного урока. Поэтому предпочитаю создавать своё.

 

– Виталий, приоткройте немного закулисье для своего зрителя: как происходит работа над спектаклем?

– Как правило, сначала появляется тема. Если предстоит весёлый спектакль, обычно это коллективное творчество. Если тема сложная – работаю над ней один.

Приведу в пример недавний музыкальный спектакль «Через торосы ладожского льда...» Стояла задача рассказать о блокаде Ленинграда. Задумался, что ещё не сказано по этой теме? Задаюсь вопросом, почему мы всегда начинаем работать над сценарием с песен? Война – это страх, холод, голод, смерть. Начинаю искать и отталкиваюсь от стиха, письма с воспоминаниями. Обычно пишу ночью после 12-ти. Почему-то мне в это время особенно хорошо работается. Прихожу к коллегам. Читаю. Иногда после этого что-то меняю. Бывает, что сначала никто ничего не понимает. Но уже сложилась в коллективе та степень доверия, когда ребята говорят: «В голове у него уже всё есть, мы готовы». Когда вся картина для меня сложится, появляются роли.

 

– Ваши актёры готовы к экспериментам?

– Да. Есть уже устоявшиеся актёрские амплуа. Но иногда мы идём на перемены. Задумываюсь, а как бы она (актриса) вот это прочла? На меня смотрят круглыми глазами – в  них вижу шок! Но всё же пробуем сделать по-новому и все вместе радуемся, если удаётся сделать хорошо.

 

– А как вы относитесь к ситуациям, когда актёры на сцене выходят из образа. Подшучивают друг над другом?

– Не вижу в этом ничего страшного. Обычно это происходит на новогодних спектаклях. Смех – это лучшая эмоция!  Однажды мы с Павлом Гулимовым разыграли Марину Шамрову. На последнем новогоднем представлении поменялись с ним костюмами. Марина привыкла видеть Дедом Морозом меня, а тут под гримом она узнаёт Пашу. Надо было видеть её глаза в тот момент!  Шутки – это отлично, главное знать меру и действовать по тексту.

Другая ситуация, когда приходится выйти из роли, - если зал вдруг  плохо реагирует на происходящее на сцене. Как правило, это случается на детских спектаклях с неподготовленной публикой. Уверен, что детей к просмотру надо готовить. Потратить 10 минут перед тем, как вести на спектакль, чтобы объяснить, что они сейчас увидят и зачем им это нужно.

Когда во время действа ребята шумят, галдят, приходится выйти из роли, пошутить, чтобы вернуть внимание зрителя.

 

– Виталий, интересно узнать, какой вы режиссёр – диктатор или командный игрок?

– На мой взгляд, смысла нет ни в том, ни в другом. Иногда ругаюсь, иногда общаюсь в шутливой манере. В споре рождается истина, а люди мы все эмоциональные. Поэтому можем ругаться на сцене, но только по делу, по конкретным фактам. А потом вместе пьём кофе и смеёмся. То есть все отношения  в нашем коллективе строятся на дружеском общении.

 

– Несколько ваших постановок завоевали призовые места в престижных творческих конкурсах. Когда вы работаете над спектаклем, рассчитываете на награды?

– Нет, конечно. Даже удивляюсь потом присланным грамотам (смеётся). Считаю, что хороший продукт найдёт зрителя самостоятельно. Не люблю работать под конкретную задачу. Победы – это очень приятно, но есть и другая сторона: мы выполнили правильно свою работу, значит, будет другая, которая должна удивить публику не меньше. Послушать моих коллег – они даже побаиваются спектаклей, которые им предстоят – вдруг придётся летать над сценой или вращаться вокруг своей оси, произнося монолог (смеётся)?

 

– Виталий, чем же удивите щёкинцев в ближайшее время?

– Ближайший спектакль я задумал поставить по басням Ивана Андреевича Крылова. Не знаю пока и сам, каким он получится, идей много. Но ручаюсь – будет весело!