Общественно-политическая газета Щёкинского района

23 июня — День балалайки

ДовбняОна умеет плакать и смеяться, петь жалобные песни и хлестать сатирой. Нежная, ласковая, задорная, лукавая, игривая, милая, добрая, насмешливая, душевная… Сколько эпитетов ни подбери, всё о ней, простушке о трёх струнах, инструменте с огромной душой — балалайке. Она — символ России с давних времён, прошедшая сложный путь от музыкальной игрушки черни до всенародного и всемирного признания.

23 июня мир отмечает неофициальный, но уже прочно вошедший в календарь праздник, — День балалайки или музыкантов-народников. Ударим же по струнам, чтобы прислушаться к голосу этого удивительного многогранного инструмента!
Житель города Советск Николай Довбня посвятил обучению детей игре на этом старинном инструменте уже сорок два года своей жизни. Ещё в раннем детстве он слышал, как мастерски исполняет сосед народные песни под балалайку и баян. Начал заниматься самостоятельно, по восемь(!) часов в день. Затем поступил и успешно окончил Харьковское музыкальное училище по классу хормейстера.
С трудоустройством проблем не возникло: сначала преподавал в музыкальной школе, позже в школе-интернате потребовался музыкальный работник.
— Лица моих учеников до сих пор стоят перед глазами, хотя помню имена не всех. Целеустремлённые, талантливые ребята, схватывающие всё на лету. Сразу создали ансамбль балалаечников, желающих — хоть отбавляй! Дебютировали в Ясной Поляне с вариацией песни «Ах, вы, сени…». Позже выступали в «Артеке» и «Орлёнке»…
Придумали ансамблю школы-интерната название — «Русская балалайка». Мои ребята поразили всех своей виртуозной игрой! Знаменитая «Катюша» потом на долгие годы стала нашей визитной карточкой, — вспоминает Николай Петрович. — А тогда… итальянцы, знающие толк во владении этим инструментом, после нашего выступления кричали: «Браво, маэстро!». Значение первого слова было понятно, второе привело в смущение: «Какой я вам маэстро? Я же — не Хандошкин и не Андреев». Перевели на русский, оказалось — это учитель…

 

Наша справка
Иван Евстафьевич Хандошкин (1747-1804) — первый известный музыкант-балалаечник. Он изготавливал кузов инструмента из тыквы и проклеивал его внутри хрустальным порошком, отчего звук лился звонко и серебристо.
Василий Васильевич Андреев (1861-1918) — не только популяризировал русскую балалайку, но и усовершенствовал инструмент. Он тесно сотрудничал с краснодеревщиком Семёном Налимовым, который по чертежам музыканта создавал экземпляры-шедевры, снискав себе прозвище русского Страдивари.

 

Братья Гончаровы, Юра и Коля, были бесподобны, — продолжает свой рассказ об учениках Николай Петрович. — Вкладывали всю душу в инструмент, балалайка отвечала им взаимностью. Миша Афанасьев смог освоить несколько разных инструментов. При дальнейшем развитии способностей он вполне мог стать «человеком-оркестром». К сожалению, судьба распорядилась иначе… После окончания школы-интерната, пожалуй, только одна Света Жаркова выбрала стезю работника культуры. Кажется, даже работала в Арсеньевском Доме культуры…
В многолетней истории ансамбля балалаечников было множество запоминающихся поездок — в Тулу, Санкт-Петербург и Москву. В областном центре коллектив утвердился как постоянный участник фестиваля «Весенняя капель», в Питере — «Созвездия России». А в столице нашей Родины довелось «задать жару» не где-нибудь, а в холле приёмной Общественной палаты при Президенте! И стать дипломантом VII международного фестиваля, проводимого при поддержке благотворительного фонда Владимира Спивакова.
— Сейчас увлечённых ребят гораздо меньше, — вздыхает учитель. — И увлечения стали другими, и тяга детей к прекрасному уменьшилась. Ля-ми-ми (классический строй балалайки — прим. авт.) не интересен почти никому…
Хорошо, когда талант не одинок. В 1994 году маэстро познакомился с Валентиной Захаренковой, преподавателем музыкальной школы, удостоенной позже именного диплома от самого Спивакова. И с того момента профессиональный концертмейстер стала бессменным аккомпаниатором коллективов Николая Петровича.
— Каждый совместный год работы, каждое выступление живо в памяти по сей день, — с трепетом рассказывает Валентина Владимировна. — У нас как-то сразу сложился творческий союз ансамбля и концертмейстера, основанный на взаимопонимании и поддержке.
— Аккомпаниатор всегда была незаменимой помощницей и никогда не мешала, — смеётся руководитель ансамбля балалаечников. — Мы задаём темп — она догоняет. Работали слаженно.
И сегодня тандем профессионалов полон энергии, позитива и желания продолжать педагогическую деятельность на музыкальной ниве!
Егор КУЗЬМИН

Щёкинский вестник © 2016