Здесь рождается театр 24.03.2018 15:30:00

Здесь рождается театр

«Выиграла работу в счастливой лотерее», - так считает Ольга Алдошина, педагог дополнительного образования Центра детского творчества (ЦДТ) города Щёкино.

Освоив специальность техника-технолога и отдав несколько лет производству, Ольга Валентиновна поняла, что находится не на своём месте.
- Меня всегда тянуло к творческой работе, требующей вдохновения и самоотдачи. Счастье «лавиной обрушилось на мою голову» в 1997 году, когда в штате ЦДТ появилась вакансия педагога дополнительного образования, - вспоминает моя собеседница.
Теперь здесь (и в комнате школьника «Мальвина» на улице Емельянова – прим. авт.) есть свой театр кукол и мастерская, где для очередных постановок «рождаются» новые персонажи.
И психолог, и мама
- Дети «голосуют» ногами. Если ребёнок приходит к нам, значит, занятие ему по душе. Куклы интересны и дошколятам, и старшим школьникам. Некоторые родители считают, что дочка может играть в куклы только дома. А если подобные занятия проводятся в кружке, да ещё приносят ребёнку целый ряд положительных эмоций и навыков – они (родители) не воспринимают это всерьёз, – сетует Ольга Валентиновна.
Не надо навязывать чадам своих пожеланий: «Хочу, чтобы ты был хорошим музыкантом или спортсменом». Насколько наши занятия нравятся детям, вы себе представить не можете! Ведь их маленький, только начинающий формироваться, детский мирок тоже требует выплеска эмоций. Во время диалога с куклой ребёнок просто «оживает»: и речь становится не по-детски связной, серьёзной, и стишок рассказать сможет, и песенку спеть, при этом найдя необходимые интонации и тембр голоса!
Гиперактивных детей наши занятия успокаивают, направляют в нужное русло. У меня занимаются 10 групп по 15 человек в каждой. Около десяти «трудных» детей. Я для них - и педагог, и психолог, и мама. По-другому нельзя.
Труды
не проходят даром!
Вся работа по изготовлению кукол начинается с эскизов. Педагог предлагает каждому ребёнку самому решить, кого он хочет изготовить: котёнка, лешего или какую-нибудь «крабузяку». Затем воспитанники стараются изобразить на альбомном листе, каким видится им будущий персонаж. Процесс шитья пальчиковых, интерьерных, перчаточных или других кукол достаточно сложный. Для этого дети осваивают и кройку, и шитьё.
- Есть такая шутка: «Свой ребёнок - всегда с руками». Это сказано про нас: моя дочь, освоившая все работы на занятиях в кружке, стала незаменимой помощницей по ведению домашнего хозяйства! – отметила педагог дополнительного образования. – У нас занимаются не только девочки. Мальчишки осваивают швы, технологии, работу на швейной машинке. Немало наших выпускников имеют на руках почётные свидетельства «Мастер по изготовлению кукол». Не знаю, насколько эти навыки потом помогают в жизни, а вот педагогическое поприще избрали несколько моих выпускниц. Горжусь ими! Приятно, что труды не прошли даром.
Петрушка
осознал свои ошибки
А вот знакомство с кукольномым театром начинается с его истории. Строится она на диалогах. Больше всего детей занимает история Петрушки. Этому, изначально язвительному и недоброму, персонажу в комнате школьника отведён целый стенд для мини-театра. Здесь, помимо русского, есть Петрушки узбекские (Кашничсимон Кукат) и турецкие (Карагез), индийские (Видушака), французские (Полишинель) и английские (мистер Панч). Все они – остряки балаганного происхождения, злобные, не знающие стыда.
- Только после Великой Отечественной войны Петрушка стал добрее, потому что за свой острый язычок всегда бывал наказан: «Ой! Пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!», и, наконец, осознал, что истинное добро всегда побеждает зло, - рассказывает Ольга Валентиновна. – Дети делают свои выводы – о добре и зле, о том, каким может и должен быть их персонаж, созданный собственными руками. И стараются наделить их положительными качествами. Даже одухотворённая Лиса Патрикеевна, при всей её хитрости, в новом обличии умиляет.
- Представьте, за все эти годы у нас никогда не было двух похожих кукол! – восхищается педагог. – Это оправданно тем, что на земле не бывает двух похожих людей, а каждый ребёнок в персонаж старается вложить свой собственный характер.
Единство
игры и творчества
Наград за эти годы у педагога много – грамоты и дипломы всевозможных областных, всероссийских и международных конкурсов.
А сколько проведено мини-спектаклей!
Кстати, одним из организаторов импровизированных представлений стала воспитанница кружка Светлана Фураева. Свете 10 лет, всё свободное время она с удовольствием проводит в кукольном театре уже четыре года:
- Пришли на экскурсию со школьной «продлёнкой». Понравилось, заинтересовало. Это же здорово – делать что-то своими руками и потом делиться радостью и хорошим настроением с другими! – считает школьница.
Педагог добавила, что за этот период благодаря умению и старанию Светы багаж театра пополнился 15 разноплановыми, характерными персонажами. Вместе с Ксенией Жариковой, занимающейся в кружке два года, они продемонстрировали, спрятавшись под партой, отрывок из постановки «Лиса и Медведь».
- В кукольном театре можно воплотить в реальность все свои фантазии! Мне это очень нравится, - пояснила Ксения.
- А моя задача – помогать этому воплощению, - подхватила Ольга Валентиновна. – Если ребёнок позитивно настроен, надо просто направить его в нужное русло, объединив игру, труд и творчество. Результат всегда будет! – уверена педагог.
Записал
Сергей ЕФАНОВ


Возврат к списку

Написать в редакцию