В русской песне -   душа народа 04.08.2018 11:23:00

В русской песне - душа народа

Русская песня - важная часть национальной культуры. Секрет её популярности сегодня в сохранении и развитии народных песенных традиций.
Так считает педагог детской музыкальной школы (ДМШ) № 1 города Щёкино, основатель и бессменный руководитель фольклорного ансамбля «Жалейка» Татьяна Усольцева.

Татьяна Викторовна - выпускница ДМШ № 1 им. Л. Н. Толстого. Обучалась там по классу «фортепиано» у Надежды Владимировны Любимовой. Затем окончила музыкальное училище имени Даргомыжского в Туле и Московский государственный институт культуры.

Уникальный
материал

- В прекрасную пору студенчества я участвовала в нескольких экспедициях по городам, посёлкам, селам и деревням, расположенным на берегах великой русской реки Волги, - вспоминает Татьяна Викторовна. – В 80-е годы прошлого века по стране прошёлся очередной бум увлечения русской народной песней. Не скажу, что я поддалась именно его влиянию – исполнять старинные песни мне нравилось с детства. На тот момент я уже попробовала свои силы и возможности в фольклорном ансамбле.
Не представляете, в какие дебри и глубинки нам приходилось забираться с одной единственной целью: собрать уникальный музыкальный материал у настоящих носителей русского фольклора! Приезжали в одну деревню, беседовали с местными жителями, записывали, а нам ещё тут же говорили: в двадцати верстах отсюда, в какой-нибудь Смирновке, живёт какая-нибудь Митрофановна. Она столько старинных песен знает – за день не переслушать! Следующая точка маршрута, можно сказать, предопределялась при таких вот встречах.
Собранный, расшифрованный и обработанный материал из 15 песен стал дипломным альбомом народницы. Пригодился он и ансамблю «Жалейка». Некоторые из этих песен до сих пор исполняются со сцены на различных конкурсах и фестивалях. Детям по сей день нравятся «Из-за лесику» (кружильная, хороводная песня), «Поотставала же лебёдушка» (песня, которую наши предки исполняли, когда невесту выводили к жениху).
Про широту диапазона

А потом судьба привела Татьяну Усольцеву в наш скромный городок. Педагог поступила на работу в музыкальную школу.
- Спустя некоторое время я была в курсе культурной жизни и района, и области. Во всех музыкальных школах обучали «академизму». Я же, исполненная свежих идей и пронизанная духом русской песни, аккуратно предложила нашему директору (Наталье Моисеевой – прим. авт.) создать ансамбль именно с фольклорной направленностью. И до сих пор благодарна ей не только за «зелёный свет», но и за постоянное понимание и поддержку нашего проекта! – продолжает рассказ руководитель ансамбля.
Сейчас в нашем коллективе 11 человек, все – учащиеся специальности «Сольное народное пение». В ансамбле трое солистов.
Один из них - Георгий Тараканов – учащийся третьего класса школы № 1 города Щёкино. И в музыкальной школе он тоже обучается третий год. Опытный глаз руководителя рассмотрел в Жоре природные данные – острый слог, более широкий диапазон.
Как сказал юный солист, петь он любит с самого раннего детства:
- В основном, конечно, пою дома, в любую свободную минутку. Маме и бабушке нравится, поддерживают меня, – откровенно признаётся Георгий.

В правильном направлении!

Занятия фольклором стали любимым занятием для всех участников ансамбля.
- Главное на первых порах – не переусердствовать, - делится профессиональным секретом педагог. – Дети сами определяют свой выбор. Если в первые годы учеников приводили по рекомендации либо совету, сейчас мои воспитанники идут на народное пение целенаправленно. Их выбор – радость для меня. Среди многообразия стилей они отдают предпочтение именно русскому фольклору!
Некоторые из учеников Татьяны Викторовны выбрали музыкальную стезю, продолжив начатое в «Жалейке». К примеру, Юлия Бортулева из самого первого состава создала свой коллектив «Вереница», ставший недавно золотым медалистом Дельфийских Игр. Ансамбль гастролирует по всей России. Кстати, Юлия входила в состав жюри на X конкурсе «Песни родины Толстого».

От игр до оваций

А начинается всё с игры.
- Какое занятие для любого ребёнка младшего возраста самое любимое? Конечно – игра! Поэтому длительный период наши занятия проходят именно в игровой форме. В это время полностью раскрывается природный потенциал каждого ребёнка, его темперамент, голосовые возможности. На первых занятиях я определяю, кто – солист, а кто – хорист.
К сожалению, современные дети почти разучились двигаться, играть. Подрастает поколение «кнопочников», которым активные жизненные позиции заменяют смартфоны и прочие гаджеты в руках.
Игровые песни всегда были важной составляющей фольклора. Здесь есть свои хитрости. К примеру, рефрен (музыкальные вставки, основанные на повторе – прим. авт.), всегда наблюдаю за ногами ребёнка, если во время игры - путаница, значит, её потом не избежать и в голосе. Мышечная зажатость зачастую не позволяет ребёнку правильно, плавно поднять руку под музыку. И базовые шаги могут долгое время не получаться.
Помимо этого на занятиях малыши привыкают к движениям в унисон с мелодией, учимся ловить частоту на напев строя. «Разминаемся» всегда на простейших календарных песнях.
В древней Руси песня всегда имела привязку к праздникам, событиям, сезонам. На каждое время года наши предки сложили колядки, веснянки, жатвенные. Почти в каждой игре – свои «межстрочные» правила, помогающие определить лидеров и подчинённых. Именно таким образом происходит зарождение «фундамента» будущего коллектива. Как правило, играм посвящается вся начальная школа – первые три года обучения.
Усложняются требования со следующего этапа. Здесь уже – серьёзный ритмический тренинг, изучение основ народной хореографии. Продолжаем петь и правильно двигаться: отрабатываем переменный и простой шаги, «дробушечки» (плясовые – прим. авт.). Шаг «в три ноги» - с правой, с левой и комбинированный.
Сколько ежедневного, кропотливого труда вкладывает в детей Татьяна Усольцева!

Начинается
с колыбельной

Русский философ Иван Ильин сказал однажды: «Покажи мне, как ты веруешь, как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, а я скажу тебе, какой нации ты сын…».
У Татьяна Викторовна на этот счёт есть своя версия:
- Прекрасно, если ребёнок слышит русскую песню ещё в колыбели. Пение несёт ему первый душевный вздох. Рождённые на русской земле должны быть русскими во всём! Ребёнок должен с пелёнок усваивать русский строй чувств и особенно духовных чувствований. Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение.
И ещё Татьяна Усольцева абсолютно уверена, что её выпускники, выходя из стен музыкальной школы, имеют основательную духовную платформу и правильный культурный ориентир.


Возврат к списку

Написать в редакцию