Устный счёт «по китайской методике» 07.04.2018 11:15:00

Устный счёт «по китайской методике»

На популярных телевизионных шоу с участием детей нередко можно увидеть малышей, которые скоро складывают и вычитают в уме двух, а то и трёхзначные числа. Внимание поражённых зрителей обращает на себя интересная деталь – в момент вычислений они быстро перебирают пальцами рук. Именно благодаря  просмотру таких телепередач большинство жителей нашей страны впервые познакомилось с ментальной арифметикой.
Ментальная арифметика – это дословный перевод с английского понятия «устный счёт». Берёт она своё начало в древности. Методика основана на использовании древнего «калькулятора» – абакуса, который был создан в Китае тысячи лет назад. Он представляет собой прямоугольную рамку, в которой натянуто 13 вертикальных струн, на каждой из них нанизано пять косточек. Принцип счёта разъяснять сейчас не имеет смысла. Стоит сказать только, что дети усваивают суть довольно быстро.
С каждым годом появляется всё больше развивающих центров, которые предлагают свои услуги по обучению ментальной арифметике. Щёкино не стал исключением.
– К нам на занятия приходят дети, начиная с младшего школьного возраста, – рассказывает педагог одного из щёкинских центров развития Галина Ивановна. –  На сегодняшний день организовано пять групп для ребят 6-15 лет. Отличие метода от обычной арифметики в том, что при использовании абакуса задействованы оба полушария головного мозга. Во время счёта ребёнок включает логику, делая вычисление, и одновременно – воображение, представляя себе абакус. Чем младше ученик, тем легче ему даются знания, но и старшие при желании осваивают программу.
Ментальная арифметика развивает ребёнка комплексно. Он не только учится легко оперировать большими числами, но и становится внимательнее, тренирует зрительную память, логику. Важно лишь упражняться постоянно, иначе наработанные навыки легко утратить.

Занятия продолжаются 45 минут. Через полчаса делается пауза для отдыха.  Начинается урок с разминки. Дети перебирают косточки на абакусе, обводят (двумя руками одновременно) нарисованные на листе геометрические фигуры, работают с карточками. На каждой карточке с одной стороны нанесены числа, с другой – их изображение в виде косточек на счётах. Ребята должны быстро ответить, какое число «зашифровано». После основного блока занятий ученики работают на тренажёре: складывают и вычитают числа, которые появляются на экране компьютера с выбранной ребёнком скоростью. Здесь мы и увидели, как дети «считают» на воображаемом абакусе, перебирая пальцами воображаемые косточки.
Саша, Лиза, Миша и Витя занимаются в одной группе, осваивая премудрости ментальной арифметики. Они единодушно отметили, что устный счёт «по китайской методике» намного интереснее школьных уроков математики. А полученные знания и навыки помогают им быстрее справляться с заданиями в школе. 
Ульяна ЛАЗАРЕВА


Возврат к списку

Написать в редакцию