У каждого народа свой зимний волшебник 05.01.2017 09:38:06

У каждого народа свой зимний волшебник

В разных странах и у разных народов существуют свои новогодние и рождественские персонажи -
аналоги русского Деда Мороза. Но общим остаётся одно - в новогоднюю ночь дети и взрослые
с нетерпением ждут подарка от Деда Мороза. А к некоторым счастливчикам Дедушка даже в гости приходит

 

1. Русский Дед Мороз
(Морозко) —
могучий языческий Бог
С древнейших дохристианских времён у язычников-славян Дед Мороз - божественный повелитель зимней стужи, снега и ветра, замёрзших рек и снежных сугробов. Изначально его представляли как могучего старика огромного роста с длинной седой бородой.
В гардеробе Деда Мороза долгополые шубы трёх цветов: белая, синяя и красная, на седовласой голове боярская шапка, украшенная разноцветными кристаллами, в руках он держит посох и мешок с подарками.
По старой традиции передвигается он на тройке великолепных белых лошадей, символизирующих три зимних месяца. Вершить добрые дела помогает Деду Морозу его внучка Снегурочка.
2. Байкальский
Дед Мороз (Морозко) -
сказочный персонаж,
обитатель побережья
озера Байкал
Он олицетворяет байкальские зимние морозы, сковывает воду озера и впадающих в него рек. Высокий, худощавый, но сильный, суровый, величавый, неулыбчивый, но добрый и справедливый. Носит трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшитые серебром. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу.
3. Башкирский и
татарcкий Кыш Бабай
отмечает свой
день рождения в ночь
с 21 на 22 декабря
Считалось, что именно тогда родился верховный бог Тенгре, правящий миром и божествами (Кыш Бабай - его фольклорное имя).
Зимний бог отвечает за весёлое празднование Нового года, которое начинается в самую длинную ночь в году. Новогодние обряды совершаются с 21 декабря по 1 января. А сам праздник называется Нардуган.
Кыш Бабай ходит в костюме, расшитом золотом, у него золотой пояс и сапоги из мягкой овечьей кожи, вместо шапки – мохнатая тюбетейка. На праздники он берёт с собой большой расписной мешок с подарками.
4. Бурятский Саган
Убугун - Белый Старец
Саган Убугун является одним из главных персонажей праздника Сагаалган («Белый месяц») – одного из наиболее известных праздников монголоязычных народов, который приурочен к наступлению Нового года. Культ Саган Убугуна был распространён у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет.
Белый Старец почитается как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, владыка гор, земли и воды. Белого Старца изображают отшельником с посохом в руках, (прикосновение его дарит долгую жизнь), сидящим у входа в пещеру под персиковым деревом.
5. Кабардино-балкарский
Уэс-Дадэ - личность
довольно скрытная
О нём мало что достоверно известно, но в целом это типичный горец – с бородой, кинжалом и традиционной кучей подарков.
6. Казачий Дед Мороз
Особые приметы: кафтан с эполетами, вместо пояса – кушак, на нём кавалерийская шашка.
Место жительства: Калининград. Если вы встретите этого чудаковатого старичка, не удивляйтесь, когда он представится: «Всемирный Казачий Дед Мороз Василий Петрович Пестряк-Головатый».
На детсадовских «ёлках» Пестряка-Головатого редко встретишь. Чаще всего – на новогодних утренниках в кадетских корпусах и суворовских училищах.
7. Папакайне -
карельский Дед Мороз,
точнее Морозец, рыжий,
задорный персонаж
В отличие от большинства своих новогодних коллег это очень молодой персонаж, который появился в сказочном мире совсем недавно. Его отличительная черта – весёлый, озорной характер.
8. Марийского
Деда Мороза зовут Юшто
Кугыза, в переводе
«Холодный дедушка»
На марийском языке слово «кугыза» обозначает «старик» или «дедушка», именно так марийцы называют всех духов. Есть Сурт Кугыза – дух дома, Покшым Кугыза – дух заморозков, Курык Кугыза – горный старик. К ребятам Юшто Кугыза приходит вместе со своей внучкой Лумудыр.
У марийцев существует ещё один персонаж, претендующий на сходство с Дедом Морозом по роли и обязанностям разносить подарки его называют Васли Кува-Кугыза. Он вместе со своей старухой по имени Шорыкйол Кува-Кугыза является главным действующим лицом праздника Шорыкйол – «Овечья нога».
9. Мордовский Дед Мороз - Нишке, Мороз Атя
В мордовской мифологии есть персонаж Нишке. По легенде он создал небо и землю, выпустил в мировой океан трёх рыб, на которых держится земля, насадил леса, сотворил человеческий род эрзян, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой. У Нишке есть две дочери Кастарго и Вецорго и жена Нишке-ава. Мордва знает, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров.
В одном живёт Дед Мороз, которого называют Мороз-атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвёртом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать нельзя, и поэтому никто не знает, что там находится.
10. Осетинский
Дед Мороз - не просто
новогодний дед,
а божество
по имени Артхурон
Это имя переводится как «Огонь Солнцевич». Для него пекли пироги из сыра – Артхурон. Это блюдо, приносящее счастье, могли есть только члены семьи, угощать ими кого-либо постороннего было нежелательно. На рассвете каждая семья разжигала огонь. Молодёжь обходила костры с песней «Сой-Сой». В пирог клали монетку. Кому она попадёт, к тому и придёт счастье.
11. Дед Мороз
из Удмуртии Тол Бабай
одет в традиционную
для тех мест
фиолетовую шубу,
а посох его кривой
от долгих путешествий
По легенде однажды туда, где жили великаны, пришли люди. Было принято решение уходить на Север, а самый маленький из них не захотел идти вместе со всеми. Так и начал великан по имени Тол Бабай бродить по свету. Обучился звериному языку, узнал целебные свойства растений. Находясь среди людей, он и внешне стал походить на человека. Дети его очень любили. За это маленький великан дарил каждому то, что находил в лесу.
12. Дом чувашского Деда
Мороза – Хёл Мучи стоит
на Красной площади
города Чебоксары
Живёт он вместе со своей внучкой Снегурочкой (по-чувашски – Юр Пике), а из чудесных артефактов обладает сундуком, исполняющим желания, маятниковыми часами, приносящими счастье, и говорящим самоваром. Считается большой удачей повстречать Хёл Мучи в новогоднюю ночь. Такая встреча сулит богатство и здоровье весь следующий год.
13. ЭхээДьыл (Дед Дьыл)
– якутский Дед Мороз
Согласно поверьям якутов семья этого зимнего волшебника распоряжается едва ли не всем календарным процессом. Жена ведает зимним временем, дочери - весенним, летним и осенним, внуки - помощники. Согласно легендам ЭхээДьыл путешествует на мифологическом Быке с огромными рогами, которые остужают воздух. Первый рог начинает расти 8 ноября – начинаются и первые зимние морозы. Рог заканчивает свой рост 21 ноября – морозы крепчают. С появлением второго рога 21 декабря - наступают самые сильные холода. И лишь 31 января острия рогов у Быка ЭхээДьыла притупляются, и морозы чуть ослабевают.
14. Ямал Ири -
Дед Мороз
Ямало-Ненецкого
автономного округа
По-ненецки «Ямал Ири» означает «Дедушка Ямала». Он - пожилой седовласый человек, мягкий в общении. Ямал Ири живёт в волшебном чуме, а в помощниках у него множество лесных персонажей и северная Баба-Яга. Добрый волшебник Ямал Ири приходит в гости сам и приглашает гостей к себе, дарит подарки, помогает попавшим в беду и всех по возможности мирит.
15. Соок Ирей из Тувы
– ещё один северный
брат Деда Мороза
Легенда Ай-бека Соскала «О сотворении мира» гласит: «Огромное облако рассеклось на четыре части света и ожило, превратившись в четырёх Улу-драконов. В самые холодные дни зимы происходит волшебство с духом Улу, он превращается в человека – Соок-Ирея. Тело его, руки, ноги состоят изо льда. Зимний волшебник ходит в богато украшенном национальном костюме сказочных героев Тувы. Сопровождает Соок Ирея матушка-зима Тугэни Энекэн.



Возврат к списку

Написать в редакцию