Рынки в Интернете должны быть честными! 15.03.2018 08:30:00

Рынки в Интернете должны быть честными!

Второй год подряд Международная федерация потребительских организаций уделяет пристальное внимание предоставлению товаров и услуг в интернет-пространстве.

Девиз Всемирного дня потребителей в 2017 году призывал создавать цифровой мир, которому могут доверять потребители. В этом поднимается похожая тема: «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».
– Озабоченность международного сообщества потребителей понятна и обоснована, – считает специалист консультационного пункта Центра гигиены и эпидемиологии в городе Щёкино Татьяна Маковецкая. – Растут объёмы торговли через Интернет, автоплатежей онлайн. Но когда был написан Закон «О защите прав потребителей», такой формы торговли ещё не знали. Поэтому можно смело утверждать, что наше законодательство в этой сфере пока недостаточно совершенно.
Сегодня к интернет-торговле применяются те же правила, что и к привычным для нас отношениям продавцов и покупателей. Например, возможность расторгнуть договор купли-продажи в любое время или вернуть бракованный товар. Единственное, к чему должен быть готов покупатель – сделать это гораздо сложнее, чем при совершении «реальной» сделки.
– Недавно ко мне обратилась женщина, которая приобрела в интернет-магазине браслет и цепочку, – приводит пример Татьяна Михайловна. – Получив товар на почте, принесла его домой и увидела, что замок изделия сломан. По указанному телефону дозвониться не может. Известен лишь абонентский ящик. Как по нему можно найти конкретную организацию или человека? Никак. И таких случаев множество. Ещё одному клиенту, обратившемуся к нам за консультацией, прислали камень вместо мобильного телефона. Обратный адрес – тоже а/я, зарегистрированный где-то в Приморье.

Как обезопасить себя от мошенников?

– Главное, что надо запомнить потребителям, решившимся на приобретение товара или услуги онлайн – прежде необходимо собрать максимально полную информацию о торговце (адрес, телефон, условия возврата, посмотреть отзывы о его работе), – советует специалист. – Лучше, если получать товар вы будете в пунктах доставки. У курьерской службы и почты есть много подводных камней.
К примеру, на почте нельзя вскрыть упаковку и проверить наличие, целостность покупки, не отдав прежде деньги. Курьер, как посредник, слабое звено в случае возврата некачественного товара. Поясню. Допустим, сломался телефон, который ещё находится на гарантии. По закону гарантия продлевается с момента поступления заявки от потребителя и до выдачи изделия после ремонта. Когда приедет курьер, неизвестно. Может быть, и через неделю после заявки. Плюс время на дорогу. Плюс время на ремонт… Или по пути он телефон уронил. А при механическом повреждении гарантия снимается автоматически.

Доверяй, но проверяй

– Не только законы не готовы к переменам, происходящим в обществе. Мы сами пока к ним не готовы, – уверена Татьяна Маковецкая. – Люди наши в большинстве своём доверчивы. Забывают поговорку: доверяй, но проверяй. Она хорошо иллюстрирует не только отношения в сфере интернет-торговли.
Вот два показательных случая.
Женщина приобрела холодильник. При покупке ей предложили сделать доплату за гарантийное обслуживание, а когда покупательница засомневалась, добавили: «Если обслуживание не понадобится в течение двух лет, деньги вам вернём». Двухлетний срок истёк, на следующий день пенсионерка пришла в магазин за своими тремя с половиной тысячами. И услышала: «Опоздали, надо было две недели назад обращаться». На замечание, что об этом её не предупреждали, списали всё на забывчивость дамы.
Запомните, нет такого закона, по которому вам обязаны возвращать деньги за неиспользованное гарантийное обслуживание. Продавцы намеренно вводят в заблуждение. Если вдруг услышали подобное предложение, попросите документальное подтверждение, например, расписку. Уверена, что в таком случае от своих намерений они откажутся.
Ещё одна дама решила поменять входную дверь. Обратилась в соответствующую организацию, выбрала нужную модель, работники сделали замеры. В офисе ей дали телефон специалистов по установке. Те прибыли с новой дверью. Оказалось, что она больше, чем нужно. На замечания клиентки рабочие успокоили – всё будет нормально. Расширили проём, установили дверь, зафиксировали монтажной пеной. Прошло немного времени, и входную дверь вместе с коробкой перекосило. Женщина отправилась в офис организации с претензией. А там ей сообщили, что рабочие по установке вовсе не их сотрудники, кто такие – неизвестно. Принимала работу и проводила расчёт с ними женщина напрямую, без каких-либо документов. Никогда не полагайтесь на авось. Каждый шаг в сделке оформляйте документально.

Покупатели составили антирейтинг

В завершение беседы Татьяна Маковецкая рассказала, с какими жалобами чаще всего обращаются в консультационный пункт щёкинцы. Первое место в антирейтинге занимает некачественная или несвоевременно доставленная мебель, второе – проблемы, связанные с сотовыми телефонами. И замыкают тройку технически сложные товары (холодильники, телевизоры и др.).
Подводя итог, специалист заметила, что лучшим средством от обмана со стороны недобросовестных продавцов является правовая грамотность покупателей:
– Знайте свои права и не стесняйтесь применять их на практике.

 

«Горячая линия», посвящённая

Всемирному дню защиты прав потребителей,

работает до 26 марта. Звоните по тел. 8 (48751) 5-34-30.


Наталья РАЗЗОРЁНОВА



Возврат к списку

Написать в редакцию