Русская песня – душа народа 02.04.2018 13:12:00

Русская песня – душа народа


Фольклорный ансамбль «Таусень» Детской музыкальной школы № 2 города Щёкино хорошо известен и в нашем районе и за его пределами. Участники коллектива выступают на праздничных концертах, становятся участниками (и победителями!) всевозможных вокальных конкурсов. Но главное – они знакомят своих слушателей с самобытной культурой русского народа.

О творческой жизни фольклорного коллектива «Таусень» нам рассказала его руководитель  Елена Дементьева.
– Елена Викторовна, что означает название вашего ансамбля?
– Есть несколько вариантов, но мы считаем, что «таусень» – это обрядовая песня. Такое название было распространено на территории нескольких областей Центральной России, в том числе Тульской губернии.
– Каков репертуар коллектива?
– Дети исполняют традиционный русские народные песни, преимущественно песни Тульского края. С подбором программы очень помогают областная филармония, Тульский колледж искусств имени Даргомыжского, Центр народного творчества. Они предоставляют аудио и видеозаписи старинных песен, материалы, собранные в ходе экспедиций. Художественный руководитель известного тульского фольклорного ансамбля «Услада» Марина Федосеева не раз делилась секретами исполнительского мастерства.
Я представляю Щёкинский район в составе рабочей группы по созданию каталога нематериального культурного наследия Тульской области. На заседаниях не раз поднимался вопрос, насколько важно сохранить традиционную культуру региона. Это, действительно, непросто.
До обидного мало осталось у нас тех, кто помнит старинные песни, игры. В соседних Брянской, Белгородской областях существуют фольклорные коллективы, где бабушки поют песни своих прабабушек. У нас таких единицы: в Одоеве, Богородицке. Щёкинскому району в этом смысле не повезло.
В прошлом году мне посчастливилось встретиться с бабушкой, которая проживает в деревне Супруты. Ей 90 лет. Она спела для меня несколько старинных песен. Это большая радость! Надеюсь, смогу навестить её этим летом ещё раз.
– Ваши воспитанники не только поют, но ещё и танцуют, знакомят детей и взрослых с народными играми...
– При подготовке номеров мы уделяем большое внимание достоверности происходящего. Песни, хороводы, танцы должны исполняться так же, как и сто лет назад. Поэтому на репетициях дети обязательно слушают записи песен, которые поют бабушки. Большое внимание уделяем движениям. Ведь в каждой губернии бытовой танец имел свои особенности. Движения руками, притопывания должны начинаться, развиваться и заканчиваться в определённый момент. На международный конкурс, который пройдёт в Москве в конце апреля, мы готовим две традиционные тульские песни «Матаня» и «Ковалёчек».
– Елена Викторовна, как молодое поколение воспринимает традиционную народную культуру?
– «Таусень» на сегодняшний день насчитывает более 20 человек, которые делятся на четыре группы в возрасте от пяти до шестнадцати лет. С младшими мы проводим занятия чаще в игровой форме. Для этого прекрасно подходят русские народные игры, которые обязательно сопровождаются песнями. Например «Челнок и станок».
С ребятами постарше мы участвуем в различных конкурсах, фестивалях. Им атмосфера всеобщего творчества очень близка. Обычно в таких поездках стараемся объединить конкурсные дни с экскурсиями по местным достопримечательностям. Так, знакомились с культурой Суздаля, Вологды, других старинных городов.
Три года подряд «Таусень» участвует в фестивале молодёжных фольклорных ансамблей «Молодо-зелено» в Ясной Поляне. По условиям мероприятия участники исполняют исключительно традиционный фольклор Тульского края. Здесь же начинающие «народники» встречаются с этнографическими ансамблями из Богородицкого, Одоевского, Чернского районов.
– Русская народная музыка меняет детей?
– Да, дети меняются в лучшую сторону. Совместное творчество, общность интересов сплачивают их. После занятий они продолжают общаться. Мальчишки и девчонки и выглядят, и ведут себя иначе, чем сверстники. Когда мы отдыхали в Велегоже в областном профильном лагере «Золотое яблоко», многие отметили, что наши дети интеллигентнее, достойнее что ли. Не сомневаюсь, что одна из причин – это костюмы.
Наши костюмы стилизованы под народные (мой наряд сшит в тульских традициях по старинным эскизам). Мы всегда им напоминаем, что, надев эту одежду, они обязаны и вести себя соответственно, так как представляют культуру своих предков.
Знакомим с народным творчеством и родителей, устраиваем совместные праздники на Масленицу, Рождество. Порой то, что было очевидным для наших прапрабабушек, для мам становится открытием. Например, почему на выступление дочке ни в коем случае нельзя заплести две косы. Объясняем, что в русской традиции незамужние девушки носили только одну косу. 
– Случалось ли «Таусеню» выступать перед иностранной публикой?
– Да, в Ясной Поляне нас слушали экскурсионные группы из Японии и Германии. Принимали нас очень тепло, живо реагировали на приглашение войти в хоровод и даже просили продолжения игры. А японские гости подарили нашим детям бумажных журавликов-оригами.
– Елена Викторовна, а как вы познакомились с народным песенным творчеством?
– Окончив вторую музыкальную школу по классу аккордеона, я поступила в училище имени Даргомыжского. Там факультативно стала заниматься народным пением и с тех пор «заболела» им. Другую музыку уже и не слушаю. Теперь вся семья вовлечена в это дело. А семилетняя дочка Елизавета уже сама выступает – и в младшей группе ансамбля и сольно.
– Для вас желание сохранить и передать тульский фольклор стало делом жизни. Есть ли среди ваших учеников такие же увлечённые люди, как вы?
– Продолжатели уже есть. Мои ученицы Светлана Лобанова, Полина Сарычева, Анна Пилюгина выбрали народное пение своей профессией. В колледж имени Даргомыжского готовится поступить ещё одна солистка «Таусеня» Мария Андреева.
Чем замечательно русское народное пение? Есть такое «золотое правило» фольклора – как говорю, так и пою. Всегда можно найти «тончики», подходящие практически любому исполнителю. А если ребёнок недостаточно голосист, он может танцевать или, скажем, играть на ложках.
– Елена Викторовна, вы всегда на сцене вместе со своим коллективом. Почему?
– Хочется (улыбается). Сначала просто старалась поддержать учеников, а потом не смогла отказаться от удовольствия надеть костюм и выйти на сцену. Вместе с моим любимым концертмейстером и единомышленницей Лидией Ильиничной Игнатовой и ребятами мы – единое целое. Всегда выступала с бубном, а теперь осваиваю балалайку.
В завершение беседы Елена Дементьева поделилась своими наблюдениями:
–   Много раз при подготовке очередной русской народной песни замечала, что такое понятие, как «вековая память», всё-таки существует. Большинство моих учеников имеют тульские корни. Дети легко подхватывают  песни своих предков, и в их исполнении они звучат даже лучше остальных из  нашего репертуара.

Рассказывает участница ансамбля Елизавета Дементьева:
– При подготовке к каждому номеру мы тщательно изучаем, к какому периоду относится песня, кто мог её петь, при каких обстоятельствах. Ещё нам рассказывают об истории традиционных русских костюмов. Хотя наши костюмы для выступлений стилизованы, всё-таки мы обязательно должны знать детали традиционной одежды, правила её ношения. 
Издавна основой женского наряда была рубаха. Их шили изо льна или хлопка, а более дорогие – из шёлка.
Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, узорными вставками. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. Например, для рубах Тульской губернии были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.
В концертных костюмах наших девочек присутствуют узорчатые юбки. А прежде женщины носили  понёву (набедренная одежда, типа юбки). Она состояла из трёх полотнищ, была глухой или распашной. Подол понёвы украшался узорами и вышивкой.
Головные уборы завершали женский образ. На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми:  ленты, повязки, обручи, ажурные венцы,  сложенные жгутом платки.
А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы. Нарядным головным убором была кика. Поверх неё надевали платок (убрус). Ещё поверх кики надевалась нарядная сорока из вышитой ткани, а сзади – позатыльник из бисера.
Кику и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.
Скоро наши костюмы дополнит интересный старинный элемент девичьего костюма – косник. Он считался обязательной деталью праздничного убранства головы девушки и завершал довольно сложную прическу. Косник (накосник) – это украшение, которое привязывалось к концу косы (лоскуток или, подушечка, вышитая бисером).

Фольклорный ансамбль «Таусень» за 11 лет своей работы заслужил общественное признание, неоднократно становясь лауреатом областных, всероссийских, международных конкурсов.

В репертуаре ансамбля «Таусень» - десятки  старинных  русских народных песен. Их можно разделить на плясовые, шуточные, хороводные, игровые. Часто ансамбль исполняет, так называемый, календарный фольклор: песни, которые пели на Руси в период посевной, уборки урожая.
Наталья РАЗЗОРЁНОВА


Возврат к списку

Написать в редакцию