Как сохранить тебя, русская речь? 27.02.2017 15:13:11

Как сохранить тебя, русская речь?

Для сохранения и поддержания языкового многообразия планеты в 2000 году ЮНЕСКО учредило Международный день родного языка. Для большинства жителей Щёкинского района родным является русский.

О том, как он меняется с течением времени, что может угрожать нашей речи, нуждается ли русский язык в защите, мы побеседовали с членом Тульской ассоциации учителей русского языка и литературы, экспертом региональной комиссии по проверке ЕГЭ, Почётным работником общего образования, педагогом Новоогарёвской школы № 19 Галиной Кузнецовой.
– Галина Николаевна, согласны ли вы, что русский язык нуждается в охране не менее чем языки малых народов?
– Русский язык – это исповедь русского народа, который пережил много потрясений, но сохранил свою самобытность. Сегодня он нуждается в защите, ведь в нём наше бессмертие.
– Какие факторы в современном мире могут угрожать русскому языку?
– Угроз языку много: вытеснение рисунками, фотографиями, видеороликами; засорение иноязычными словами; внедрение криминальных оборотов; намеренная порча орфографии. Одним словом, русский язык сегодня переживает не лучший период своей жизни. Мы видим его намеренное искажение, ставшее некой модой: «превед медвед», «аффтар жжот», «узбагойся», «красавчег» и т.д. В речи появились слова, которые буквально заполнили речь: шоумен, пиар, саммит и т.д. Зачем использовать американизмы, если есть равносильные русские слова? По моему мнению, это противоречит здравому смыслу.
– Русский язык развивается, меняется с течением времени. Подвергся ли он изменениям за период вашей работы учителем?
– В последнее время наблюдаю тенденцию упрощения языка. Люди перестают мыслить образами, информация преобладает над речевой культурой, а это - стереотипное мышление. Живое общение заменило виртуальное, собеседником стали не книга, не друг, а компьютер или смартфон. Дети говорят хуже, читают книги из-под палки. Если раньше стыдно было сказать на уроке литературы: «Я не читал», сегодня это обыденность, огорчающая учителя. Такая реальность пугает. Надо прилагать неимоверные усилия, чтобы заставить читать детей. Ещё несколько лет назад родители в этом вопросе были нашими союзниками, теперь таковых почти не осталось, потому что они сами в силу разных причин почти не читают.
– По телевидению, радио, в быту слышим, как язык всё более упрощается: человек – чек; что ты хотел? – чё те? и т.д. Галина Николаевна, возможно ли, что в недалёком будущем такие слова будут официально введены в наш обиход? Как вы к этому относитесь?
– Тенденция упрощения налицо. Университет стал универом, преподаватель преподом, литература – литерой и т.д. Мне это не нравится, но я понимаю, что в мире с огромным количеством информации этого не избежать. Голова-компьютер не справляется с данной проблемой и так решает её: упрощая. Наверное, по той же причине в 9 классе ввели сжатое изложение: ребята должны суметь из большого количества информации выбрать главное. Таковы реалии, но не думаю, что сокращённые слова войдут в словарь, они будут жить в устной речи и Интернете, не более того.
– Особняком сейчас стоит язык социальных сетей, и словечки из него многие употребляют в повседневной жизни. Допустимо ли это с вашей точки зрения?
– Язык социальных сетей для учителя русского языка – бомба. Привыкнуть к лайкам, смайликам, фейкам, жаргонизмам, междометиям сложно, но знать язык Интернета надо. Я совсем недавно, к стыду своему, узнала, что ИМХО – это аббревиатура, обозначающая «по моему мнению». Тем не менее, когда у меня дети спрашивают, как пишется какое-нибудь новомодное иноязычное слово, я не стесняюсь сказать «не знаю». Я и не обязана знать эти слова, они засоряют язык, делают его безликим.
Для чего в России мы пишем «Sale» вместо «Распродажа»? Мы все по-английски говорим? В старших классах английского языка три урока, а русского - два. При этом обязательно надо сдать ЕГЭ по русскому языку. Это нормально? Вопрос риторический, но наболевший.  
– Приходилось слышать: зачем изучать различные разборы слов и предложений, знать части речи и т.д. Мы ведь и без этих знаний можем прекрасно общаться и понимать друг друга. Что ответите сторонникам этой точки зрения?
– Изучать морфологию, морфемику, лексику, синтаксис надо! Надо быть грамотным! Живя в России, надо знать русский язык. Стыдно, когда иностранцы делают ошибок меньше русских. Мне приходилось работать с иностранными студентами, и я видела, как трепетно изучают они наш язык. А русские дети порой не хотят. Обидно видеть на улицах города подобные афиши: «С днём рождения Щёкино!». Тот, кто делал плакат, не знает, что Щёкино – обращение, нужно поставить запятую? В ювелирном магазине читаю «Скупка и объмен». А в словарь не заглядывали? Палатка «Мороженное», деньги заплатить в течениИ, в банк приДти и т.п. Если бы наказывали за безграмотность, ошибок было бы меньше. Почему-то в организациях есть юристы, но нигде нет консультанта по русскому языку. Это неправильно и непатриотично.
– Галина Николаевна, снижается ли грамотность школьников в последние годы? Если да, в чём вы видите причину? Можно ли бороться с такой тенденцией?
– Грамотность школьников, к сожалению, по сравнению с советским периодом снижается, поскольку снижается потребность в чтении. Причина – информатизация на всех уровнях. Что касается последних лет, то мы видим неплохие результаты ЕГЭ по русскому языку. Но, как известно, все учителя прикладывают неимоверные усилия, чтобы дети сдали экзамен. Поэтому говорить о катастрофе грамотности нельзя. А вот о падении речевой культуры говорить можно и нужно.
Чтобы сохранить лучшие традиции России и самое ценное – русский язык, надо читать произведения великих мастеров слова – Пушкина, Толстого, Достоевского. А завершить хочу строками из стихотворения Анны Ахматовой: «Не страшно под пулями мёртвыми лечь,/ Не горько остаться без крова, – / И мы сохраним тебя, русская речь,/ Великое русское слово».

Беседовала
Ульяна ЛАЗАРЕВА



Возврат к списку

Написать в редакцию