• vestnikschekino@tularegion.org
  • 301248, Тульская область, г. Щекино,
    ул. Новая, д. 15. 
  • +7 (48751) 5-22-638-953-198-34-94
 
К «умным» устройствам – умный подход 15.03.2019 14:26:00

К «умным» устройствам – умный подход

Всемирный день прав потребителей проводится ежегодно 15 марта, начиная с 1983 года, а с 1994-го широко отмечается и в Российской Федерации

Тематику дня по сложившейся традиции определяет Международная Федерация потребительских организаций. В 2019 году он прошёл под девизом «Цифровой мир: надёжные смарт-устройства».

Дополнительная
ответственность
Время диктует свои правила. Цифровые технологии третий год подряд формируют тематику Всемирного дня прав потребителей. В прошлом году он был посвящён цифровому рынку, в 2017-м – потребительским правам в цифровую эпоху.

К смарт-устройствам или иначе – «умной электронике» – относятся смартфоны, фитнес-браслеты, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы, розетки и т.п. От электронной продукции старшего поколения их отличают функции подключения к Интернету. Данные устройства получают, собирают и отправляют самые различные данные о потребителях и потребительском поведении. По информации федерального Роспотребнадзора в мире насчитывается более 23 миллиардов смарт-устройств, что превышает численность населения планеты в три раза.

– Появление «умных» технологий открывает перед потребителями новые возможности, однако есть серьёзные причины для беспокойства, – считают в Роспотребнадзое. – Нет стопроцентных гарантий безопасности. Никто не застрахован от всевозможных сетевых уязвимостей или утечек информации, нарушения конфиденциальности личных данных. Немаловажно, что до сих пор нет ясности в отношении того, кто несёт ответственность при возникновении возможных убытков.

Памятка
покупателю
Но что касается отношений покупатель-продавец при приобретении смарт-устройства, здесь действуют общие правила, указанные в Законе о защите прав потребителей. Возьмём в качестве примера одно из самых популярных «умных» устройств смартфон.

Телефоны (смартфоны) отнесены к технически сложным товарам. Это означает, что, если в нём обнаружатся недостатки в течение 15 дней с момента покупки, то потребитель вправе вернуть товар продавцу и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо его замены на товар этой же или другой марки (модели, артикула) с перерасчётом покупной цены.

При обнаружении в смартфоне недостатков необходимо определиться с видом требования (замена или возврат) и обратиться с письменной претензией к продавцу (составляется в 2 экземплярах). В претензии указать на недостатки, обнаруженные в товаре в период эксплуатации. Продавец, в случае необходимости, вправе провести проверку качества смартфона. Если возник спор о причинах возникновения недостатков товара, продавец проводит экспертизу за свой счёт! При отказе продавца в удовлетворении требований, потребитель вправе обратиться в суд.

Если же недостаток проявился по истечении 15 дней после покупки, у потребителя есть право только на безвозмездное его устранение.

Работает
«горячая линия»
В рамках проведения Всемирного дня потребителей региональное Управление Роспотребнадзора и Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области при участии представителей общественных объединений потребителей открыли телефонную «горячую линию», посвящённую «умной электронике».

Специалисты готовы дать советы по выбору смарт-устройств, помочь разобраться в конкретных ситуациях при покупке некачественных товаров, ответить на другие вопросы в области потребительского законодательства.

Консультацию специалистов можно получить до 25 марта с 10.00 до 16.00 (перерыв с 12.00 до 13.00) по телефонам 8 (48751) 5-34-30 и 5-35-88.

Всемирный день прав потребителей стал хорошим поводом ещё раз обратить внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен учитывать интересы потребителей. Они имеют право на качество и безопасность «умной электроники», а также право знать о том, как собирается, обрабатывается и используется личная информация, считают специалисты Щёкинского территориального отдела Роспотребнадзора по Тульской области.


Возврат к списку

Написать в редакцию